info@chance.su

Наш Email

+7(495)128-30-68

Наш Телефон

Благотворительность в России. Виды Благотворительности и формы сбора средств.

12.02.2019, 9:58

Количество просмотров: 444

Что такое благотворительность?

Не каждый из нас знает ответ на такой, казалось бы, простой вопрос. Еще пару десятков лет назад понятие трактовалось следующим образом: благое дело, безвозмездный способ помощи людям, которые в этом нуждаются.

Сегодня под благотворительностью принято понимать некий вид социальной активности. Добровольные действия, во время которых частные ресурсы направлены на решения социальных проблем нуждающихся, улучшение их жилищных условий, предоставление организационной и иной поддержки. Благотворительность может быть направлена на помощь детям-сиротам, малоимущим семьям, людям с заболеваниями, бездомным животным – список можно продолжать бесконечно.

Немного истории

Благотворительность связывают с культурными и религиозными особенностями развития страны. Первоначально функции по оказанию безвозмездной помощи были возложены на церковь. Позже к этому процессу стали подключаться выходцы из знати, купцы, богатые торговцы. Самым ранним источником, который доказывает факт проявления благотворительности, принято считать «Повесть временных лет» – еще в I ст. н. э. князья Олег и Игорь заключали договора о выкупе своих пленных.

В 988 году было принято христианство и тысячи бедных нашли свое пристанище в церквях. Христиане оказывали помощь всем нуждающимся – независимо от пола, возраста, социального статуса и причины, по которой их постигли бедствия. По мере развития общества участие государства в благотворительных делах было эпизодическим. К примеру, Павел I вел борьбу с нищенством, считая, что оно приносит вред всем слоям населения.

Первые гошпитали появились в 1715 году, а в течение последующих 50 лет туда на попечение переезжали пожилые люди, инвалиды, дети-сироты и нищие. Екатерина II внесла свои поправки в установленные Европой идеалы гуманизма, учредив ряд воспитательных домов для подкидышей. Во времена СССР взяло начало такое понятие, как социальная ответственность. Оно нашло свое применение в шефстве отдельных предприятий над объектами культурного и исторического наследия.

Благотворительность в России

На данный момент Россия находится на 124-м месте в мировом рейтинге благотворительности. Наблюдается положительная тенденция – данный процесс становится системным и упорядоченным. За последние 10 лет пожертвования со стороны представителей среднего класса увеличились на 15%. За 2018 год благотворительные взносы были совершены 43% населения страны. Значимая роль отводится корпоративной помощи – с 2013 по 2016 года общая сумма бюджета, выделенная средним и крупным бизнесом на благотворительность, составила 44 млрд. руб. Большая часть доходов была переведена на счета детским домам и религиозным организациям. Сегодня в России зарегистрировано около 3000 благотворительных организаций.

Формы благотворительности

Социальная помощь может быть материальной, психологической и медицинской, в том числе:

  • Материальная благотворительность:
    • внедрение программ по борьбе с бедностью;
    • обеспечение малоимущих людей условиями для проживания;
    • закупка продуктов питания, выплата финансовых пособий;
    • создание рабочих мест, содействие в трудоустройстве;
    • финансирование области науки, культуры, искусства.
  • Психологическая благотворительность:
    • помощь людям с психологическими особенностями;
    • реализация культурно-просветительских проектов;
    • реабилитация ущемленных слоев общества.
  • Медицинская благотворительность:
    • помощь в разработке и выпуске новых медикаментов;
    • повышение статьи расходов на закупку оборудования;
    • улучшение условий в медицинских учреждениях;
    • бескорыстное оказание иных видов услуг.

Объектом благотворительности может быть как решение отдельной проблемы, так и помощь целым социальным группам. Помощь осуществляется на разовой или регулярной основе. Под разовой помощью предполагают перечисление денег на счет в виде благотворительного взноса, сбора средств в пределах коллектива одного предприятия, включение суммы в конечную стоимость потребительского товара, а также завещания личных средств. Под регулярной помощью предполагают ежемесячные перечисления, предоставление льгот и скидок некоторым слоям населения, финансирование благотворительных программ и т.д.

Виды благотворительности

Благотворительность классифицируют на несколько видов.

Частная помощь

Частная помощь – вид помощи, при которой отдельный человек жертвует одному или нескольким лицам деньги, одежду, лекарства и прочие блага. Данная форма благотворительности рассматривается, как единичная. Ее размер определяется благодетелем, исходя из возможностей и мотивов.

Корпоративная помощь

Корпоративная помощь предполагает социальную работу отдельной организации, которая была создана на коммерческих началах. В 85% случаях такая помощь основывается на партнерстве и предполагает финансовую поддержку проектов. Основу корпоративной помощи составляют благотворительные фонды.

Филантропия

Филантропия (в переводе с греч. языка – «любовь к людям») – это совокупность действий, связанных с передачей материальных ресурсов лицам, которые нуждаются в этом. Технически под эту категорию попадают средства, переведенные в пользу сохранения и защиты животных, улучшение их жилищных условий, разработку новых лекарственных препаратов.

Меценатство

Меценатство, как вид благотворительности, берет свое начало со времен Цильния Мецената. Советник императора прославился тем, что помогал нуждающимся слоям населения. Сегодня под меценатством понимают благотворительность в его узком проявлении: поддержка в развитии конкретной области науки, литературы, культуры. В задачу мецената входит помощь не бедным, а талантливым людям – тем, кто может оставить после себя культурное наследие нации.

Донорство

Донорство представляет собой один из видов благотворительности. Не стоит путать понятие с донорством в узком смысле этого слова – речь идет не только о безвозмездной сдаче крови, органов. Часто это касается передачи финансовой помощи с одного региона в другой. К примеру, богатый донорский район может передать ресурсы в менее развитый и бедный район (в пределах одной страны).

Социальная ответственность

Социальная ответственность – это благотворительные действия, представленные в одной из двух форм: вклад в развитие в конкретной области на благо всего общества или ограничение влияния организации на окружающий мир. Данная миссия выходит за рамки законодательного минимума и влечет за собой развитие уровня сознания граждан (улучшение условий для учащихся, содержание больниц и прочих медицинских учреждений).

Спонсорство

В данном случае стоит говорить о частичной благотворительности – значимая статья расходов направлена на маркетинг. Спонсор оказывает помощь не только на добровольных началах, но и для популяризации своего имени. Не стоит рассматривать этот факт в негативном ключе – польза обществу в нем есть, и она немалая.

Опекунство

Опекунство – вид благотворительной помощи, при котором взрослый человек берет на себя обязательства касаемо попечения, защиты и воспитания детей из неблагополучных семей. Передача опыта на безвозмездной основе осуществляется под руководством патронажа.

Фандрайзинг, как сфера благотворительности

Фандрайзинг – это поиск финансовых средств для реализации социально значимых проектов, в том числе:

  • организация публикаций – карт, путеводителей, ежегодников;
  • культурные события, городские собрания, концерты и т.д.;
  • массовые спортивные и физкультурные мероприятия, состязания;
  • публичные и закрытые выставки, реклама торговых ассоциаций;
  • конкурсы, предоставление профессиональных наград;
  • образовательные мероприятия, выплата стипендий и гарантов;
  • события местного и общенационального характера.

Фандрайзинг подразумевает несколько этапов: выбор проекта, привлечение спонсоров для его реализации, разработка благотворительного пакета, проведение рекламной кампании.

Благодетели и получатели

Участников благотворительной помощи принято делить на две категории: получателей и благодетелей. Получатель – это человек (организация), который получает помощь от постороннего лица для достижения определенных целей, повышения своих благ и т.д. Благодетель – это человек, который осуществляет помощь финансового или вещевого характера в бескорыстной форме на цели, определяемые им самостоятельно. Эксперты утверждают, что, вкладывая деньги, благодетель должен участвовать в процессе их распределения. Он имеет право узнать об эффективности своих вложений. Чем больший контакт в дальнейшем устанавливается между ним и получателем, тем лучше.

Формы сбора средств

Форма сбора средств на благотворительность может быть:

  • безадресной;
  • адресной;
  • в виде постоянной поддержки.

При безадресной форме благотворительности общественный контроль целевого назначения денег минимальный. В качестве примера можно привести ящики для пожертвований в магазинах, продажу браслетов в сети Макдональдс, просьбы о подаянии на улице. Метод подходит для разовой помощи в том случае, если есть уверенность, что получатель направит ресурс в нужное русло.

Адресная помощь собирается на конкретное действие: операцию маленькому ребенку, материальную поддержку малоимущей семьи, реализацию проекта образовательного учреждения. В 50% случаях такой сбор сопровождается конкретными действиями – закупкой и передачей лекарств.

Механизм постоянной поддержки предполагает решение проблемы конкретной категории получателей. Вклад организаторов является большим. Он направлен на приобретение техники, мероприятия по обучению специалистов, издание соответствующей литературы, создание условий для жилья и обучения. Поддержка в данном случае может касаться не только финансовой стороны вопроса. Организации и фонды, имеющие репутацию на рынке, могут гарантировать целевое использование средств.

Несколько фактов о благотворительности

  • Благотворительные вносы не облагаются налогом. Американские миллионеры тратят деньги на пожертвования потому, что так они могут уменьшить суму налоговых отчислений в несколько раз. Однако этот нюанс касается не всех предприятий – чтобы проверить это, необходимо убедиться в том, что объект благотворительности имеет статус tax-emempt.
  • Лучше помогать одному человеку – это доказали результаты психологических исследований. Многие люди проходят мимо объявлений «Помогите детям, больным раком», однако каждый готов помочь маленькой девочке, у которой обнаружили лейкемию. Некоторые из благодетелей поддерживают отношения со своими получателями, и эта тенденция растет.
  • Не следует давать деньги бездомным. По данным статистики, более 80% бездомных людей тратят деньги на спиртные напитки. Если вы хотите помочь нищему, лучше накормите его. Только так можно сделать благое дело, а не подтолкнуть несчастного к краю пропасти.

Спешите делать добро

Благотворительность – это не сумма собранных денег вследствие пожертвования, а уровень культуры целой нации. Мотивация таких действий должна порождаться из благих намерений, а не быть вызвана чувством жалости. Люди обязаны с пониманием относиться к своим вкладам, работать на лучшее будущее. Например, эксперты не советуют дарить подарки в детских домах. Современная система является настолько порочной по своей сути, что ребенок, принимая очередной подарок, закладывает в голове неправильные ценности. Кроме прочего, благотворительностью можно заниматься и без отрыва от работы. Юрист может предоставлять консультации для нуждающихся в этом людей, учитель – давать уроки отстающим в развитии детям, а искусствовед – проводить бесплатные экскурсии для выходцев из малообеспеченных семей. Придумать варианты не сложно, главное – начать о них думать!

Комментарии

  1. Виктория
    15 февраля 2019 17:55
    Благотворительность в России в последнее время очень стало популярно и это несомненно очень радует !
  2. Константин
    12 февраля 2019 20:35
    Отличная и информативная статья о благотворительности