Лечение аутизма у детей
Аутизм (расстройство аутистического спектра, РАС) – это состояние, которое входит в группу активных психических расстройств. Проявляется в детстве и сопровождается нарушениями социальной взаимосвязи, коммуникации, поведения. Люди с аутизмом могут иметь разные уровни функционирования и симптомы, поэтому имеет смысл говорить о «спектре». Аутизм – это не болезнь, а расстройство, с биологической природой. Поэтому его нельзя вылечить, человек живет с ним на протяжении всей жизни.
Клиническая картина
Поведение детей с аутизмом может быть разным, так как состояние проявляется в спектре на всех уровнях функционирования. Рассмотрим общие черты поведения:
- социальное взаимодействие: проблемы в поддержании контактов; дети не проявляют интерес к другим людям, не отвечают на социальные сигналы или вступают в контакт неуместно, наблюдаются трудности с пониманием невербальных сигналов;
- коммуникация: проблемы с развитием речи, языка (речь затрудненная или вовсе отсутствует); дети используют альтернативные способы коммуникации;
- ограниченные интересы: проявление репетитивных и повторяющихся образцов поведения, интересов, активностей – например, больной ребенок может сосредоточиться на одном объекте, проводить много времени в однообразных действиях или играх; изменение ситуации вызывает у него тревогу и дискомфорт;
- чувствительность к сенсорным стимулам: дети с аутизмом бывают чувствительными к звукам, свету, запахам, текстурам, а также другим стимулам;
- вторичные проявления: умственная отсталость, постоянное повторение заученных фраз, отсутствие у ребенка таких понятий, как юмор, скрытый смысл и т.д.
Важно! Каждый ребенок с аутизмом уникален, и его поведение может отличаться.
Можно ли вылечит аутизм?
Как мы сказали ранее, от аутизма нельзя вылечиться, но существуют методы, которые позволяют улучшить качество жизни пациентов. Рассмотрим их подробнее.
Поведенческие и обучающие программы
Поведенческие и обучающие программы разработаны, чтобы помочь детям и взрослым с аутизмом развивать взаимодействие, коммуникации, адаптивное поведение.
Самая известная программа – это Applied Behavior Analysis, ABA. Она представлена систематическим подходом, основанным на принципах поведения, которые применяет для изменения и развития поведения у пациентов. Программа основана на индивидуальном подходе и включают в себя такие части: увеличение сложности задач, положительное подкрепление и другие стратегии поощрения поведения.
Вторая программ – обучение методу Томаса (TEACCH). Она ориентирована на создание структурированной обучающей среды с помощью визуальных подсказок, а также регуляции окружающей среды. Программа TEACCH также поддерживает развитие коммуникационных навыков, повышает самостоятельность и адаптивное поведение.
Существуют также другие подходы: обучение методу Флоренса (Floortime), программа социального навыка путем интеграции (S.T.A.R.), программа игровой терапии. Все они часто применяются в комплексном подходе к лечению аутизма.
Речевая и языковая терапия
Для детей с аутизмом, у которых есть проблемы с развитием, речевая и языковая терапия может быть полезной. Эта терапия помогает развивать навыки коммуникации, улучшает способность выражать мысли и понимать других людей.
В рамках практики специалисты работают с индивидуальными потребностями пациента, используя при этом несколько основных методов:
- Артикуляционные упражнения помогают улучшить произношение звуков, развить правильную артикуляцию. Специалисты используют игры, упражнения с зеркалом, жевательные игрушки, другие техники для укрепления мышц рта и языка.
- Упражнения по развитию слухового восприятия. Их цель – развить способность слышать, различать и понимать звуки речи. Они включают игры с распознаванием звуков, повторение слов или фраз, работу над ритмом и интонацией.
- Развитие лексического запаса и грамматики. Специалисты помогают расширить словарный запас и развить навыки использования грамматических структур. Это игры со словами, образцовыми фразами, упражнениями на составление предложений.
- Тренировка коммуникативных навыков: установка контакта глазами, умение задавать вопросы, взаимодействовать с людьми, оценивать невербальные сигналы.
Фармакотерапия
Фармакотерапия – это область медицины, которая занимается лечением заболеваний с помощью медикаментов. В некоторых случаях, для управления сопутствующими симптомами аутизма могут применяться такие лекарства: антидепрессанты, препараты для снятия тревоги или активности. Решение об их назначении принимается врачом. В этом случае используют селективные ингибиторы, нейролептики, стимулянты, анксиолитики, противоэпилептические препараты, медикаменты для улучшения и увеличения продолжительности сна.
Развитие социальных навыков
Детям с аутизмом могут потребоваться специальные программы для развития социальных навыков. Рассмотрим несколько рекомендаций:
- создайте структурированную среду – пациенты обычно лучше адаптируются к ситуациям, когда у них есть правила, расписание и, соответственно, ожидания;
- развивайте коммуникацию – работайте над развитием коммуникативных навыков с помощью образцов и моделей, используйте визуальную поддержку, такую как картинки или пиктограммы, применяйте альтернативные формы коммуникации;
- обучайте социальным навыкам – посвящайте время развитию социальных навыков (это взаимодействие с другими людьми, эмпатия, понимание эмоций); можно использовать игровые ситуации, моделирование поведения или ролевые игры;
- подойдут приемы визуализации – диаграммы, схемы, расписание дня и другие визуальные инструменты для помощи в объяснении и представлении информации;
- обращайтесь за поддержкой – консультируйтесь с профессиональными специалистами, такими как педиатр, психолог или специалист по аутизму. Они могут предложить индивидуальные стратегии и программы развития для вашего ребенка;
- поощряйте практику в реальной жизни – основные социальные навыки лучше всего развиваются через практику в реальных ситуациях.
Важно, чтобы дети с аутизмом получали все ресурсы для развития и обучения.