Психологическая коррекция

Психологическая коррекция

05.12.2023, 3:29

 Психологическая коррекция – это комплекс мер, который направлен на улучшение психологического и социального развития ребенка с диагнозом ДЦП, РДА, аутизм и другие. Сегодня проблема их воспитания в России стоит очень остро.

Если говорить о психологии, коррекция применяется, как мера терапии отклонений в психологическом состоянии пациента. Здесь берутся в учет несколько факторов: социальная составляющая, изменения в личности, степень самостоятельности.

 Кому необходима психологическая коррекция

 Кроме указанных выше диагнозов, психологическая коррекция необходима детям, которые испытывают задержки в эмоциональном развитии по разным причинам:

  • поведенческие факторы – частое проявление стресса, тревоги или депрессии, агрессивное поведение, трудности в управлении своими эмоциями;
  • семейные трудности – дети, которые пережили развод родителей или изменения в жизни, конфликты в семье, трудности в отношениях со сверстниками;
  • социальные проблемы – сложности в установлении социальных связей или в изоляции, при трудностях в адаптации к новой среде (например, в детском саду, школе);
  • проблемы в обучении – включая проблемы успеваемости, концентрации памяти или мотивации, при стрессе от изучения предметов, выполнения заданий;
  • проблемы самооценки – низкая самооценка, недостаток уверенности в себе, влияние социальных стереотипов, давление со стороны окружающих;
  • другие травматические события – например, потеря близкого человека, последствия аварии, заболеваний и других переживаний, хронические состояния.

 Важно, что структура дефектов во всех случаях может быть разной: речевой, двигательной, сенсорной, эмоциональной, поведенческой или комплексной (смешанной).

 Виды психологической коррекции

 Психологическая коррекция включает такие методы: работа логопеда, ЛФК, игровая терапия, психотерапия, интеграция в процесс образования, семейная поддержка, музыкальная терапия, художественная терапия. Рассмотрим основные методы.

 Работа логопеда

 Логопед – это специалист, который занимается лечением и коррекцией нарушений речи, языка и коммуникационных навыков у детей. Логопед использует разные техники для развития произношения, лексики, грамматики, восприятия, памяти и мышления.

Врач тесно сотрудничает с педагогом, неврологом, массажистом. Среди направлений профессии выделяют: учитель-логопед, психолог-логопед, сурдопедагог.

 К логопеду необходимо обращаться с ребенком в возрасте до 5 лет – в этом возрасте уже формируются навыки общения и, если есть проблемы, их необходимо решить до этого. В обязанности врача входит коррекция таких дефектов: отсутствие речи, неправильное произношение звуков, букв, медленный темп речи, проблемы с тоном и голосом, частичная или полная потеря произношения, нарушение письма.

 Логопед проводит оценку речевого развития ребенка, выявляет наличие/отсутствие нарушений, определяет уровень развития фонетики, лексики, грамматики и т.д. Далее врач занимается разработкой индивидуальных программ, учитывая особенности и уровень развития, проводит занятия по коррекции речи, использует в упражнениях разные игры, реализует свою работу совместно с усилиями родителей, дает консультации.

 ЛФК – лечебная физкультура

 ЛФЦ представляет комплекс специфических упражнений, направленных на укрепление мышц, улучшение координации движений, развитие подвижности суставов, повышение общей физической активности у детей. ЛФК для детей применяется в медицинских целях в процессе реабилитации при болезнях. Впервые термин появился в 1928 году, до этого его заменяли термином «врачебная гимнастика».

Рассмотрим задачи, которые выполняет ЛФК у детей:

  • улучшение моторики, развитие контроля движений и координации;
  • укрепление мышц для поддержки положения тела и суставов;
  • работа над правильным положением тела, осанки, конечностей;
  • реабилитация после травм, заболеваний и хирургических операций;
  • лечение и/или профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
  • поддержка при разных неврологических состояниях.

 По характеру упражнения ЛФК можно разделить на несколько типов: дыхательные, расслабляющие, корректирующие, растягивающие и координационные. Программа разрабатывается индивидуально под руководством физиотерапевта, исходя из диагноза и потребностей больного. Занятия проводятся под контролем специалиста.

 Игровая терапия

 Игровая терапия представляет метод реабилитации с использованием игр и специальных упражнений для стимуляции физического, эмоционального и социального развития пациентов. В ходе игровой терапии достигается эффект: взаимодействие детей, моделирование ситуаций в реальности, приобретение знаний и опыта, формирование отношений, развитие внимания и мышления, социальные, бытовые и другие навыки.

 Игровая терапия включает такие занятия: лепка, аппликации, конструкторы, коллажи, рисование и т.д. Дети могут использовать приемы ролевых игр, театра, драматического кружка, элементы командной работы. Иногда воспитатели могут практиковать рассказ сказок, методы виртуальной реальности, визуализацию, эмоциональную и другую поддержку. Для творческого самовыражения можно использовать подручные материалы: материал, ткани, нитки, бумагу, пластилин, краски и мелки. Также подойдут разные бусы, блестки, пуговицы, яркие наклейки или бисер.

 Психотерапия

 Психотерапия направлена на поддержку эмоционального благополучия, как самого ребенка, так и его семьи. В связи с этим она может быть индивидуальной, групповой или семейной. Лучший результат показывает у ребенка в возрасте до 7-8 лет.

 Ребенок с ДЦП и другим диагнозом сталкивается с эмоциональными трудностями: стресс, депрессия, чувство беспомощности или фрустрации. Психотерапия помогает выражать и понимать эмоции, разрабатывать стратегии управления с ними.

 Также занятия по психотерапии влияют на самооценку и на восприятие себя. Специалист может оказать помощь в развитии положительного отношения к себе, помочь преодолеть стереотипы, укрепить уверенность ребенка. То же самое касается социальных навыков, упражнений по улучшению взаимодействия ребенка с окружающими людьми.

 Семейная поддержка важна для создания среды и разработки стратегий взаимодействия с ребенком. Адаптация в обществе может помочь лучше адаптироваться к социуму, преодолевать трудности и развивать стратегии успешной жизни в будущем.

Нажимая на кнопку "Пожертвовать", вы принимаете условия публичной оферты и даете согласие на обработку персональных данных.

Ошибка!

Что-то пошло не так, пожалуйста, повторите попытку.

Ошибка!

При этом способе платежа максимально можно выбрать не более 5 подопечных.