Психологическая коррекция – это комплекс мер, который направлен на улучшение психологического и социального развития ребенка с диагнозом ДЦП, РДА, аутизм и другие. Сегодня проблема их воспитания в России стоит очень остро.
Если говорить о психологии, коррекция применяется, как мера терапии отклонений в психологическом состоянии пациента. Здесь берутся в учет несколько факторов: социальная составляющая, изменения в личности, степень самостоятельности.
Кроме указанных выше диагнозов, психологическая коррекция необходима детям, которые испытывают задержки в эмоциональном развитии по разным причинам:
Важно, что структура дефектов во всех случаях может быть разной: речевой, двигательной, сенсорной, эмоциональной, поведенческой или комплексной (смешанной).
Психологическая коррекция включает такие методы: работа логопеда, ЛФК, игровая терапия, психотерапия, интеграция в процесс образования, семейная поддержка, музыкальная терапия, художественная терапия. Рассмотрим основные методы.
Логопед – это специалист, который занимается лечением и коррекцией нарушений речи, языка и коммуникационных навыков у детей. Логопед использует разные техники для развития произношения, лексики, грамматики, восприятия, памяти и мышления.
Врач тесно сотрудничает с педагогом, неврологом, массажистом. Среди направлений профессии выделяют: учитель-логопед, психолог-логопед, сурдопедагог.
К логопеду необходимо обращаться с ребенком в возрасте до 5 лет – в этом возрасте уже формируются навыки общения и, если есть проблемы, их необходимо решить до этого. В обязанности врача входит коррекция таких дефектов: отсутствие речи, неправильное произношение звуков, букв, медленный темп речи, проблемы с тоном и голосом, частичная или полная потеря произношения, нарушение письма.
Логопед проводит оценку речевого развития ребенка, выявляет наличие/отсутствие нарушений, определяет уровень развития фонетики, лексики, грамматики и т.д. Далее врач занимается разработкой индивидуальных программ, учитывая особенности и уровень развития, проводит занятия по коррекции речи, использует в упражнениях разные игры, реализует свою работу совместно с усилиями родителей, дает консультации.
ЛФЦ представляет комплекс специфических упражнений, направленных на укрепление мышц, улучшение координации движений, развитие подвижности суставов, повышение общей физической активности у детей. ЛФК для детей применяется в медицинских целях в процессе реабилитации при болезнях. Впервые термин появился в 1928 году, до этого его заменяли термином «врачебная гимнастика».
Рассмотрим задачи, которые выполняет ЛФК у детей:
По характеру упражнения ЛФК можно разделить на несколько типов: дыхательные, расслабляющие, корректирующие, растягивающие и координационные. Программа разрабатывается индивидуально под руководством физиотерапевта, исходя из диагноза и потребностей больного. Занятия проводятся под контролем специалиста.
Игровая терапия представляет метод реабилитации с использованием игр и специальных упражнений для стимуляции физического, эмоционального и социального развития пациентов. В ходе игровой терапии достигается эффект: взаимодействие детей, моделирование ситуаций в реальности, приобретение знаний и опыта, формирование отношений, развитие внимания и мышления, социальные, бытовые и другие навыки.
Игровая терапия включает такие занятия: лепка, аппликации, конструкторы, коллажи, рисование и т.д. Дети могут использовать приемы ролевых игр, театра, драматического кружка, элементы командной работы. Иногда воспитатели могут практиковать рассказ сказок, методы виртуальной реальности, визуализацию, эмоциональную и другую поддержку. Для творческого самовыражения можно использовать подручные материалы: материал, ткани, нитки, бумагу, пластилин, краски и мелки. Также подойдут разные бусы, блестки, пуговицы, яркие наклейки или бисер.
Психотерапия направлена на поддержку эмоционального благополучия, как самого ребенка, так и его семьи. В связи с этим она может быть индивидуальной, групповой или семейной. Лучший результат показывает у ребенка в возрасте до 7-8 лет.
Ребенок с ДЦП и другим диагнозом сталкивается с эмоциональными трудностями: стресс, депрессия, чувство беспомощности или фрустрации. Психотерапия помогает выражать и понимать эмоции, разрабатывать стратегии управления с ними.
Также занятия по психотерапии влияют на самооценку и на восприятие себя. Специалист может оказать помощь в развитии положительного отношения к себе, помочь преодолеть стереотипы, укрепить уверенность ребенка. То же самое касается социальных навыков, упражнений по улучшению взаимодействия ребенка с окружающими людьми.
Семейная поддержка важна для создания среды и разработки стратегий взаимодействия с ребенком. Адаптация в обществе может помочь лучше адаптироваться к социуму, преодолевать трудности и развивать стратегии успешной жизни в будущем.