Увы, далеко не все дети воспитываются в здоровых условиях и полноценных семьях. Данный факт сопряжен с разными факторами, включая отсутствие родителей или невыполнение ими своих прямых обязанностей. Как результат – дети попадают в специализированные учреждения.
Стоит ли говорить, что образ жизни в них сильно отличается от того, что мы привыкли видеть? Внутри – это особое государство со своим укладом и правилами, которые разительно контрастируют с принципами семейного воспитания. Наиболее тяжело приспосабливаться к условиям сиротам с инвалидностью – отклонения от нормы как умственного, так и физического рода требуют профессионального подхода. Без финансовой поддержки в виде сборов и пожертвований справиться с ситуацией, попытавшись самостоятельно адаптироваться к жизни в социуме, они вряд ли смогут.
Помощь или изоляция?
Дети-сироты редко находятся в одном и том же приюте вместе с товарищами по несчастью, отягощенными проблемами развития. Обычно их направляют в отдельные учреждения, где им должны обеспечить надлежащие условия. Но что происходит в реальности? Типичный детский дом, ориентированный на воспитание детей с врожденными заболеваниями или инвалидностью, по факту превращается в инструмент изоляции ребенка. Назвать сложившуюся практику положительной нельзя.
В чем нуждаются дети с инвалидностью
Выделим моменты, без которых развитие ребенка не представляется возможным:
Сироты-инвалиды требуют особого подхода (читайте – пожертвований). Если затрагивать бытовую составляющую, многие из них элементарно не могут себя обслуживать. Следовательно – возрастает нагрузка на воспитателей. Чтобы справиться с задачей, персоналу учреждения приходится сокращать время, выделяемое на процедуры.
Как следствие – общение с воспитанниками детского дома сводится к минимуму. Уделить внимание каждому они не могут чисто физически. Страдает эмоциональная составляющая, потому что вся теплота общения с взрослыми людьми нивелируется, в тот момент, когда дети-инвалиды крайне нуждаются в ней.
Кроме этого, детям-инвалидам необходима профессиональная помощь: врачей, массажистов, дефектологов, психологов. Да, большинство детских домов располагают ими, однако хватит ли рабочего времени социального педагога, если он – один, а воспитанников – десятки, а то и больше? Провести работу с каждым из них невозможно.
Отсутствие будущего и проблемы с адаптацией
В качестве примера приведем среднестатистическое государственное учреждение, созданное для детей-инвалидов. Наверняка, там существует проблема нехватки персонала. Официально (по документам) – все «в норме», однако по факту ситуация складывается иная. В частности, практически на «нет» сводится индивидуальная работа с «особыми» воспитанниками – на это банально не хватает сил и времени.
Добавьте к этому ограниченную возможность контакта с внешним миром, а также отсутствие пожертвований – большая часть жизни детей-инвалидов проходит в комнате, которую им определили для проживания. Жесткий распорядок дня, игнорирование желаний ребенка и т.д. – обыденное и привычное дело. Не хочется спать? Извини, придется. То же самое с питанием. Подобную жизнь сложно назвать полноценной.
Что происходит дальше
К чему это приводит? К усугублению проблем. Ребенку не только не помогают справляться с болезнью и адаптироваться к будущей интеграции в социум, а, скорее, невольно создают условия, которые этому препятствуют. Достаточно сравнить результаты детей с аналогичными диагнозами, которые воспитываются в приютах. Аналогичная ситуация со статистикой смертности: в государственных учреждениях этот показать выше, нежели у детей-инвалидов, которых воспитывают родители.
Как зачастую складывается жизнь сирот с врожденными или приобретенными заболеваниями? Сначала их определяют на проживание в специализированные детские дома, а после переводят в такие же интернаты, предназначенные для взрослых людей. Почему так происходит? Как говорилось выше – из-за невозможности обеспечить необходимые условия для адаптации к жизни. К примеру, если ребенок с ДЦП растет в семье, он может научиться стоять, ходить, издавать звуки. Инвалидность будет заметна окружающим, но возможности малыша будут выше и не ограничены пребыванием в «четырех стенах». Сверстникам совершить подобный подвиг удается значительно реже.
Можно ли помочь сиротам-инвалидам?
Можно ли помочь сиротам-инвалидам? С данной проблемой государство справляется не лучшим образом, однако ситуация меняется за счет благотворительности. В настоящее время наблюдается тенденция роста внимания к проблеме со стороны некоммерческих организаций. В конечном итоге – это может изменить подход к адаптации, а также социализации детей-инвалидов, проживающих в госучреждениях.
О чем идет речь
В частности, таким сиротам необходим индивидуальный подход в рамках лечения – добиться результата помогает срочный сбор, пожертвования со стороны частных лиц и предприятий. Это значит, что на каждого ребенка должен приходиться взрослый, который будет за ними присматривать и ухаживать. Естественно, важную роль играет и пристальное внимание со стороны профильных специалистов.
Не стоит забывать о такой простой вещи, как положительные эмоции. Для ребенка с инвалидностью море радости может принести совершенно обыденные вещи. С помощью благотворительности прогулка превратится в путешествие, а купленное по пути мороженое – в самое вкусное лакомство.
Волонтеры, которые работают в благотворительных фондах, помогают воплотить в жизнь мечты детей, подарив им больше тепла. При этом, «подпитка» эмоциями сказывается на всем процессе реабилитации, а также дальнейшей адаптации в социуме. Возможно, ребенок не победит болезнь, но у него появляется смысл с ней бороться, приспосабливаться, развиваться – он будет чувствовать любовь и внимание со стороны. В конечном итоге это может открыть детям новые горизонты.