Выпускникам детских домов и интернатов после того, как воспитатели остаются в прошлом, приходится самостоятельно решать — где жить, что есть, и, самое главное, кем быть.
Но выпускаясь, они сталкиваются с множеством проблем. От социализации до неумения решать различные бытовые вопросы, самостоятельно принимать решения.
С какими проблемами сталкиваются выпускники
Неумение использовать своё время. В детдомах детей направляют, контролируют, решают вопросы режима, траты времени. После выпуска ребёнку кажется, что у него появляется огромное количество времени. Он не знает, что с этим свободным временем делать, как правильно распределить его.
Неумение делать выбор самостоятельно. Дети привыкли, что за них всегда всё решают. В детдомах их не социализируют, а, наоборот, изолируют. Они не могут сами решать, чем заниматься, куда сходить.
Трудности с поступлением в учебные заведения. Выпускники часто не выбирают сами, куда идти учиться, а повторяют за теми, кто уже выпустился и поступил. Либо поступают по рекомендациям взрослых. Не знают процесса поступления, какие документы, как подать.
Девочки часто сталкиваются с ранним материнством, с самостоятельным воспитанием ребёнка.
Незнание своих прав. Выпускники часто не знают, куда и как обращаться, чтоб получить жильё, субсидии, пособия.
Есть ли решение
Есть необходимость включения в программу обучения детей-сирот уроков о том, как справляться с трудностями жизни, которая ждёт выпускников за пределами детского дома. Не во всех детских домах, но такая практика есть.
Необходимо наличие психологов в детских домах. Таких психологов, которые могут помочь прорабатывать травмы от разлуки, травмы адаптации в незнакомой обстановке.
Работа должна быть направлена не только на решение уже возникших проблем, но в первую очередь на их предотвращение. Такая работа должна начинаться, пока дети ещё находятся в детском доме.
Социальная помощь в подготовке сирот к выходу во взрослую жизнь обязательна. Она должна включать помощь в достижении их целей, подготовку к поступлению в вузы и колледжи.
Детям необходимы социальные навыки, навыки общения, умение интегрироваться во взрослую жизнь, активное участие в жизни.
Кто оказывает помощь
Это, в основном, некоммерческие организации. Волонтёрские группы, благотворительные фонды часто работают с детьми по всем данным направлениям ещё в детских домах.
В Калужской области существует проект «Выпускник», который нацелен на профориентацию, на социализацию, подготовку к самостоятельной жизни, мотивацию самостоятельного выбора кем быть.
Наставничество — один из способов помощи адаптации выпускников. Такие проекты также создают различные некоммерческие организации.
Несмотря на существующую борьбу с трудностями, на фонды и организации, которые помогают, проблема сирот-выпускников остаётся. Есть мнение, что причина проблемы частично кроется в полном отсутствии трудового воспитания в детских домах. У таких детей нет перед глазами модели поведения работающих родителей, сами они живут беззаботно, что отрицательно складывается на их дальнейшей жизни. По статистике только 10% выпускников детских домов благополучны.