Сенсорная интеграция — это умение организма правильно принимать сенсорные стимулы, обрабатывать и выдавать ответ, который помогает жить — адаптивный.
Чтобы понять, насколько хорошо это умение работает у ребёнка, предлагается соответствующий тест. Если малыш не может его пройти, то устанавливается медицинское наблюдение, которое подкрепляется опросом родителя, беседой с ним.
Здоровый человек должен отличать разные текстуры наощупь: мягкое, твёрдое, гладкое, пушистое. Должен различать цвета, звуки. У него есть чувство прочной гравитации, нет трудностей с удержанием себя в пространстве. Отсутствие таких признаков, сложность с восприятием звуков, вкусов может означать дисфункцию сенсорной интеграции.
Если выявлены нарушения, то ребёнку необходима реабилитация, где будут проводиться занятия, развивающие сенсорную интеграцию. Также существуют упражнения, которые таким детям важно делать регулярно в домашних условиях.
Развитие, лечение
Занятия на развитие сенсорной интеграции очень много. Нужно выбрать из них те, которые нравятся. Пользу будут приносить именно те упражнения, которые хочется выполнять.
Важно не путать сенсорную интеграцию с адаптивной физкультурой. Адаптивная физкультура оздоравливает в целом, помогает преодолеть психологические барьеры. Сенсорная интеграция помогает ребёнку общаться, правильно ощущать себя через приятные для него ощущения.
Постепенно, выполняя важные упражнения, ребёнок обнаруживает в себе инициативность, потребность исследовать, экспериментировать, улучшается его обучаемость.
Упражнения, которые могут включаться в занятия
Системы раскачивания. Обеспечивают проработку вестибулярной системы. Например:
Качели и карусели могут иметь наклон, с одной точкой крепления, чтобы обеспечить угловое передвижение.
Полоса препятствий. Может использоваться в домашних условиях. Используются любые подручные средства — мячики, стул, коробки, цилиндры, игрушки, мягкие модули. Ребёнок должен не просто передвигаться, а преодолевать разные препятствия. Это развивает внимание и концентрацию, развивает удержание равновесия.
Батут. Можно прыгать, выполняя различные задачи — ловить мыльные пузыри, мяч, прыгать по цветным коврикам. Это прорабатывает слуховое восприятие, учит слушать инструкции и выполнять задачи.
Любая новая активность в течение дня. Детские площадки, батуты, карусели. Конечно, важно при этом оценивать опасность. Безопасность должна быть на первом месте.