Есть проблемы, которые принято «не замечать», если они не касаются человека лично. В эту категорию можно отнести благотворительность в разрезе одной из наиболее уязвимых социальных категорий – детей-инвалидов. Людям сложно проникнуться чужой бедой, даже если речь идет о маленьком ребенке. Это логично, не все могут испытывать чувство эмпатии. Каковы результаты такого подхода и нужно ли помогать детям-инвалидам в современном мире? Читайте в нашем материале.
Сухие цифры, но живые люди
Согласно данным Минтруда, по состоянию на 01.01.2020 года в России насчитывается порядка 670 тыс. детей-инвалидов. Оглянувшись назад, можно увидеть, что в 2012 году их было 560 тыс. Ежегодно эта цифра увеличивается на 15-20 тыс. человек. Стоит отметить, что данные собраны на фоне наблюдающегося в последние годы снижения численности людей с инвалидностью среди взрослого населения.
Так, на каждую тысячу работоспособных людей приходится 81 инвалид (в среднем), четверо из которых – дети. Вспомним о том, что официальные данные обычно в разы занижены, в реальности ситуация оказывается намного серьезнее. С другой стороны, пока это представлено в виде формальных отчетов и сухих цифр, то воспринимается населением совсем иначе – далеким и несущественным. И это самое печальное.
Как живут дети с инвалидностью в России
Слово «инвалид» для взрослого человека звучит, как приговор. Маленькие дети воспринимают его несколько иначе, не так критично. Данный факт обусловлен тем, что ребенок родился с патологией (или столкнулся с тяжелым заболеванием) в раннем возрасте, и в силу возраста не может осознавать, каково это – жить нормально.
Как следствие – мир больного ребенка не переворачивается, разделяясь на периоды «до» и «после» после критической точки. С другой стороны, может показаться, что детям легче, ведь они привыкли жить в особых условиях и смогут как-то справиться, адаптироваться к ситуации. Это не так. Инвалидность – беда в любом возрасте.
Одна из проблем – восприятие проблемы обществом, отсутствие помощи детям на социальном уровне. Как уже говорилось ранее, человек не воспринимает то, что кажется ему неприятным, вызывает негативные эмоции. Ребенок с инвалидностью должен смириться с многочисленными косыми взглядами, недовольством и нетерпимостью. В частности, когда его «особенность» заметна со стороны или проявляется посредством неадекватного поведения. Отражается это не только на ребенке, но и на его родителях.
Раздоры в семье или зачем нужна помощь детям
Центр помощи детям считает, что первое испытание заключается в принятии ситуации такой, какая она есть. На это способны не все родители, ведь привычный уклад жизни рушится, а в перспективе виднеются годы тяжелых усилий, направленных на социальную, медицинскую и педагогическую помощь больному ребенку.
Возможно, что его удастся адаптировать к жизни в обществе и справиться с болезнью, но это требует времени, денег и самопожертвования. На этой почве возможны конфликты в семье и, как следствие, – уход одного из родителей (зачастую, отца). Ситуация усугубляется отстраненностью общества, разрывом связей с друзьями и т.д. – вынужденная самоизоляция. Конечно, не редки и те случаи, когда беда только делает семью крепче, а связывающие их узы – сильнее. Однако таких случаев намного меньше.
Пренебрежение родительскими обязанностями
Еще одна ловушка, в которую попадают родители ребенка-инвалида, кроется в пассивном смирении. Дети становятся заложниками ситуации без возможности что-либо исправить. Ими не занимаются, за них не борются, а, возможно, даже не понимают, в каком тяжелом положении находится ребенок. Одни продолжает жить и откладывают решения «на потом», другие приходят к выводу, что надо завести «нормальных» детей.
Парадокс, но пренебрежение родительскими обязанностями может сделать инвалида даже из абсолютно нормального ребенка. Если им не занимаются, оставляют на произвол судьбы, то проявляются различные отклонения, которые в итоге превращаются в инвалидность по психическому профилю (например, умственная отсталость). Социальные службы в этом случае реагируют формально или забирают ребенка, когда уже поздно и речь заходит не о его полноценном развитии, а об элементарной реабилитации.
Что делает государство и волонтеры
Детям-инвалидам предусмотрена государственная помощь в виде ежемесячной пенсии, а также начислении других льгот. В частности, на покупку лекарств, проезд в транспорте и т.д. Также выделяются дополнительные деньги, которые предназначены для приобретения необходимых вещей (коляски, одежда, ортопедическая обувь).
Размер данных выплат варьируется, исходя из конкретного диагноза. В разных регионах России актуальны различные льготы: в одном могут предложить квартиру со скидкой, в другом – земельный участок, предназначенный для строительства дома. Также существует большое количество официальных благотворительных фондов, детских центров, центров помощи детям, которые призваны помогать ребенку (детям) на бесплатной основе. Часть таких организаций специализируется на конкретных диагнозах.
Поэтому чаще всего все упирается в желание родителей. Если они хотят реабилитировать своего малыша, серьезно настроены на это, то отыскать возможности вполне реально. Помимо государства, значимую лепту в поддержку и адаптацию детей-инвалидов вносят и волонтеры – начиная с занятий с ребенком и заканчивая помощью в организации поездок в санатории, лагеря, посещения различных мероприятий и прочее.
Шансы на выздоровление
Шанс на выздоровление есть всегда, кроме самых тяжелых случаев. Многое зависит не от количества денег, а от усилий родителей. Легкая, но запущенная форма болезни может усугубиться и сказаться на дальнейшей жизни малыша, тогда как при должных стараниях на ноги удавалось поднимать детей с самыми серьезными недугами.
Если судить по ситуации в мире, на борьбу с детской инвалидностью брошены многие «силы». Разрабатываются препараты и методики лечения, благодаря которым медицина способна справиться с тяжелыми клиническими случаями. Но, при этом, на местах изменения идут слишком медленно. Как можно говорить об успешной реабилитации, если само общество относится к детям-инвалидам неправильно. Первая помощь ребенку, который в ней требуется – это не только работа по его адаптации в социуме, но и формирование адекватного отношения у людей. Не забывайте это!