Задержка развития — причины и как распознать

Задержка развития — причины и как распознать

25.11.2024, 11:35

 ЗПР — отставание развития когнитивной, эмоционально-волевой, моторной сфер психической деятельности головного мозга.

 К интеллектуальной сфере относятся:

  • память,
  • внимание,
  • речь,
  • восприятие,
  • мышление.

 К моторной функции относятся мелкая, крупная моторика и формирование всех двигательных навыков. Эмоционально-волевая сфера — эмоциональная регуляция, мотивация.

 Это явление требует индивидуального подхода в каждом конкретном случае. ЗПР — не патология, но и не норма.

 Причины

 Причины ЗПР делятся на две большие группы — биологический и социальный факторы.

 К биологическим факторам относятся:

  • гипоксия плода;
  • токсикоз во время беременности;
  • интоксикация;
  • угрозы прерывания;
  • резус-конфликты;
  • родовые и послеродовые травмы;
  • асфиксия при родах;
  • инфекции;
  • генетическая предрасположенность;
  • нарушения слуха или зрения.

 К социальным относят:

  • безнадзорность;
  • отсутствие достаточного внимания;
  • гиперопека;
  • изоляция;
  • жестокое обращение;
  • частые травмирующие ситуации;
  • педагогическая запущенность.

 Как распознать

 Основным симптомом задержки психического развития является нарушение когнитивных функций. Восприятие у ребёнка частичное, замедленное, неточное.

 Ребёнок забывчив, не сразу улавливает информацию, ему сложно обретать новые навыки.

 Страдает речевая функция. Искажаются многие звуки. Нарушается слуховая восприимчивость.

 Скудный словарный запас. С трудом оформляет предложения, путается в окончаниях, не может склонять слова.

 Самое яркое нарушение речевой функцииречевая инактивация. Ребёнок отказывается говорить. Желания проявляет через крики, капризы и нарушения поведения.

 Возникают сложности с анализом, синтезом информации. Сложно быть последовательным, соблюдать порядок действий, делать выводы, умозаключения, строить причинно-следственные связи.

 Наблюдается нарушение внимания. Становится поверхностным, кратковременным, неустойчивым. Любые стимулы могут отвлекать.

 Со стороны моторной сферы есть трудности формирования мелкой моторики. Ребёнку сложно раскрашивать, рисовать мелкие детали. Со стороны грубой моторики — позднее держание головы, позднее умение сидеть, ходить, хватать, бросать, соблюдать координацию.

 Эмоцинально-волевая сфера. Эмоции примитивные и неустойчивые. Ребёнок конфликтный, раздражительный, агрессивный. Отсутствует фантазия, либо она скудная. Нет развёрнутого сюжета в игровой деятельности.

 Если малыш агрессивный, кричит, ломает, разбрасывает предметы, не разговаривает, постоянно бегает, прыгает, не играет с другими детьми, его необходимо показать специалистам — неврологу и психиатру.

 Другие признаки:

  • не может самостоятельно одеться;
  • не может сам есть;
  • проблема с туалетными навыками;
  • неусидчивость.

 Ребята с ЗПР успешно справляются с различными заданиями с помощью взрослых. Это важное отличие от детей с умственной отсталостью.

 Чем раньше начать коррекцию, тем проще будет помочь.

 С детьми, у которых есть ЗПР, в команде с родителями должен работать целый комплекс специалистов. Дефектолог, нейропсихолог, логопед, невролог, психиатр. Обязательна лечебная физкультура, она помогает развить моторные навыки, которые помогают сформироваться когнитивным функциям.

 Коррекция ЗПР — процесс непростой, долгий, но объединив усилия, можно помочь ребёнку догнать сверстников. ЗПР — не приговор. При своевременной диагностике, коррекции ребята догоняют своих сверстников, ничем от них не отличаются.

Нажимая на кнопку "Пожертвовать", вы принимаете условия публичной оферты и даете согласие на обработку персональных данных.

Ошибка!

Что-то пошло не так, пожалуйста, повторите попытку.

Ошибка!

При этом способе платежа максимально можно выбрать не более 5 подопечных.