Карточки Пекс (PECS) — что это, зачем нужны детям с аутизмом

Карточки Пекс (PECS) — что это, зачем нужны детям с аутизмом

14.05.2025, 21:09

 PECS — целая система, которая даёт возможность людям с аутизмом, другими нарушениями речи общаться при помощи обмена карточками.  Смысл этой коммуникации не просто в их использовании, а именно в обмене.

 Система была разработана в 1985 году в США двумя авторами, один из которых является логопедом. Изначально была придумана для маленьких детей с РАС. Позже она адаптировалась, расширялась. Сейчас «Пекс» подходит для любых категорий людей, страдающих нарушениями или отсутствием речи.

 Можно найти пособия на русском языке, которые учат пользоваться системой.

 Что должен уметь ребёнок для использования

 В первую очередь он должен хотеть общаться. У него уже должны быть сформированы желания что-то попросить или сделать.

 Если обучаемый не хочет, например, конфету, не нужно заставлять его брать и показывать карту с рисунком конфеты. Он не будет этого делать просто так.

 Цель

 Главная цель использования этого набора — научить ребёнка инициативе общения. Научить его подходить к взрослому и сообщать о своих желаниях, используя различные карточки с изображениями.

 Этапы

 Обучение происходит постепенно. Со временем увеличивается количество слов и длина выражений.  

 Состоит обучение из шести этапов:

  1. Физический обмен: малыш учится проявлять инициативу и выстраивать просьбу, сообщать о ней.
  2. Расстояние и настойчивость: он учится передвигаться с альбомом в руках, находить взрослого для привлечения внимания, получать желаемое.
  3. Развлечение: малыш учится выбирать нужную ему карту из нескольких.
  4. Структура предложения: обучаемый учится говорить уже фразами. Начиная с самого простого предложения: «Я хочу (нужный предмет)». Постепенно предложение увеличивается. Провоцируется речь, привлекается внимание ребёнка не только к картинке, нужному предмету, но и к тому, как звучит и пишется его название.
  5. Свойства предметов: появляются числительные, прилагательные, предложение удлиняется.
  6. Комментирование: малыш сам или вместе со взрослым комментирует то, что с ним происходит или окружающий мир, формируется диалог.

 Если к этому этапу речь не начала формироваться и стало понятно, что малыш говорить не будет, либо его речь будет ограниченной, то карточки PECS станут помощником в общении.

 Как выглядит пособие

 Система PECS представляет собой объёмную папку или книгу с полосками-липучками, на которые крепятся карточки с подписанными изображениями:

  • различных предметов;
  • игрушек;
  • одежды;
  • еды, напитков, блюд;
  • цветов, других характеристик;
  • животных;
  • действий;
  • эмоций;
  • и другие.

 Страницы отличаются цветом, который разделяет виды карточек.

 Есть карточки «я хочу», «я вижу», «я слышу», «сейчас — потом».

 К папке обычно прилагаются шаблоны с окошками, коммуникативная лента, на которой нужно выстраивать предложение. Можно такую систему создать самостоятельно.

 Также с её помощью можно легко составить визуальное расписание, режим дня.

 Система очень хорошо способствует развитию речи, развитию понимания речи, формированию просьбы, предложений, формированию социальных контактов. Эффективность системы научно доказана и обоснована.

Нажимая на кнопку "Пожертвовать", вы принимаете условия публичной оферты и даете согласие на обработку персональных данных.

Ошибка!

Что-то пошло не так, пожалуйста, повторите попытку.

Ошибка!

При этом способе платежа максимально можно выбрать не более 5 подопечных.