Как дети-сироты адаптируются к взрослой жизни

14.05.2020, 3:54

Воспитанникам детских домов сочувствуют. Считается, что они ведут замкнутый образ жизни, ограниченный стенами одного учреждения. Обособленный уклад прерывается редким приездом гостей на праздники, раздачей подарков, представлением аниматоров. Сюда можно добавить экскурсии, организуемые благотворителями, а также отдых в летних лагерях. Остальное время дети остаются предоставленными сами себе. 

Однако люди, которые в это верят, ошибаются. Таких детей опекает целый штат воспитателей, педагогов и психологов. Им созданы тепличные условия, благодаря которым они, попадая в социум, не способны полноценно приспособиться к жизни.

Семейные ценности и приоритеты

Жизнь в Центрах помощи детям (так сегодня официально называются детские дома) кардинально отличается от условий, в которых живут дети, воспитываемые в полноценных семьях. Причин этой разницы несколько, рассмотрим их более подробно: 

  • общество состоит из ячеек-семей, которые более интегрированы в социум, чем сиротские учреждения;
  • социализация ребенка в семье происходит при взаимодействии с родителями, через участие в семейных проблемах; 
  • становление характера через копирование родительского поведения в семье, а также при контактах с внешней средой; 
  • усвоение опыта старших при выборе приоритетов, а также целей в жизни.

Действия со стороны государства

Воспитанники детских домов лишены всех возможностей, указанных в списке.

Очевидная причина – государство запрещает привлекать детей к работам бытового и хозяйственного характера. Приведем пример: в выходной день (или по праздникам) детский дом посещает техническая служащая для того, чтобы сделать генеральную уборку, помыть посуду и т.д. Некоторым из воспитанников уже исполнилось 15-16 лет – в таком возрасте определение самостоятельности должно поощряться, а не наоборот.

Подобных примеров можно привести много. Директор, а также воспитатели придерживаются мнения «лучше я сам», и это является его естественным результатом.

По этой же причине проходят организованные выходы в свет, а индивидуальное времяпрепровождение сводится к минимуму. Негативное поведение и проступки детей в общественных местах пресекают, штрафуют уполномоченных лиц (включая социальных педагогов) и т.д. Этот процесс происходит повсеместно, без исключений.

Что еще влияет на процесс адаптации

В итоге, эти причины приводят к тому, что дети-сироты, выйдя в самостоятельную жизнь, «теряются», оказываются к ней неприспособленными. Они не могут выполнить элементарных действий:

  • постирать, приготовить;
  • найти оплачиваемую работу;
  • оплатить коммунальные услуги.

Для них все это является невыполнимой задачей, которую ранее за них делали сотрудники центров помощи детям. Характерная для некоторых районов политика компактного поселения воспитанников из детских домов приводит к таким плачевным последствиям, что вместо успешной адаптации новые граждане «скатываются» на самое дно социальной жизни. Старшее поколение берет под крыло «новобранцев», помогает им успешно потратить свои сбережения. Срок празднеств зависит от накопленных сумм, а поскольку они в большинстве случаев являются внушительными, то за время такой жизни молодые люди успевают так выпасть из социума, что возвращение без посторонней помощи становится невозможным. 

Ключевой фактор неустроенности в жизни

Эти трудности являются не единственными в жизни выпускников. Успешный старт невозможен без получения среднего/высшего образования. Его основы закладываются со школьной скамьи, далее багаж позволяет задуматься о получении образования по специальности (как минимум – средне-специального образования в колледже).

Но тенденция такова, что уровень знаний большинства детей-сирот настолько низкий, что продолжить учебу они могут лишь в училищах (но и эти учебные заведения некоторым подросткам дается тяжело, они не в силах их закончить).

Причины плохой успеваемости лежат на поверхности и закладываются в детстве, они состоят в запущенности образования уже на первоначальном этапе. Большинство детей попадает под опеку государства не в младенчестве, а в старшем возрасте после пройденного этапа детсадовского воспитания, запущенной базы знаний начальной школы.

Важно! Следует учесть, что сама система образования на современном этапе «оставляет» желать лучшего, имеет недостатки и требует усовершенствования.

Тепличные условия, а также беспечная жизнь в продолжение лет не стимулирует воспитанников детских садов заниматься саморазвитием, получать качественное образование. Итогом этого является отсутствие возможности получить востребованную и оплачиваемую профессию, вместе с ней – достаток и самоуважение.

Решением названых проблем может стать:

  • кардинальное изменение уровня, а также качества подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к жизни за стенами детского дома;
  • помощь в разрешении бытовых и других мифов;
  • помощь в правильном и своевременном расширении кругозора.

Правильная реализация жизненных целей детей возможна при развитии, а также при модернизации подхода их наставников, связанного с предоставлением помощи в учебной деятельности и дальнейшем самоопределении.

Есть ли польза от профориентации

Существует мнение, что панацеей от многих бед для детей из детских домов может стать качественная профориентация. В целом, с этим утверждением стоит согласиться, так как часть воспитанников не представляют своей жизни за порогом учреждения.

Хорошим подспорьем в этом вопросе станут занятия по профориентации, изучение собственных предпочтений, анализ вкусов. Тренинги, а также прохождение специальных тестов позволит выявить скрытые способности и таланты учеников. Знание себя и понимание окружающего мира под руководством опытного наставника помогут правильно расставить цели, определить приоритеты, выбрать профессию, а также с успехом реализоваться в жизни (как в личной, так и в общественной).

Задайте вопрос

Нажимая на кнопку "Отправить", вы принимаете условия публичной оферты и даете соглание на обработку персональных данных.

Счёт

Нажимая на кнопку "Отправить", вы принимаете условия публичной оферты и даете соглание на обработку персональных данных.