Инструкция: как открыть благотворительный фонд

Инструкция: как открыть благотворительный фонд

30.05.2020, 2:48

Благотворительный фонд – это организация, которая была создана для ведения благотворительной деятельности. Правовые основы такой работы регулируются в рамках закона, в частности – Гражданского кодекса РФ, Федерального Закона РФ №135-ФЗ от 11.08.1995 года, Федерального Закона РФ №7-ФЗ от 12.01.1996 года, Федерального Закона РФ №129-ФЗ от 08.08.2001 года, а также других нормативно-правовых актов.

Благотворительный фонд может действовать как в интересах общества, так и в интересах отдельных категорий лиц (под ними следует рассматривать пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, детей с тяжелыми заболеваниями, многодетных семей и т.д.).

Особенности работы благотворительного фонда

  • организационно-правовая форма – некоммерческая организация;
  • в качестве организатора выступает физическое/юридическое лицо;
  • других ограничений к составу учредителей нет;
  • регистрация происходит на основе добровольных взносов;
  • фонд преследует разные социально полезные цели.

Благотворительный фонд может быть образован в следующих формах: фонд, общественная организация, общество, учреждение и т.д. Также могут отличаться формы сбора средств: бесплатная передача в собственность денег, материальных ценностей, интеллектуальной собственности, авторского права и других объектов.

Важно! Учредители не имеют право использовать денежные средства на финансирование работы политических партий, групп и кампаний.

В среднем, период регистрации благотворительного фонда – 30 календарных дней. Если речь идет о создании общественной организации – до 60 календарных дней. Решение о регистрации принимается в Минюсте по истечению 2 недель после подачи документов, после чего они направляются в регистрирующий орган, данные заносятся в реестр.

Благотворительный фонд: порядок оформления документов

Регистрация благотворительного фонда начинается с Минюста. Документы можно подавать самостоятельно или через нотариуса, официальное лицо:

  1. Заявление (форма Р11001), утвержденный образец, а также порядок заполнения находится на сайте органа налоговой службы. Заявление заполняется в 2 экземплярах, на одном из них ставится отметка о получении.
  2. Устав (в 3 экземплярах). Устав должен быть заполнен, пронумерован, прошит. К нему в дополнении идет протокол о решении создании фонда.
  3. Дополнительно в органах могут попросить предоставить данные об учредителях. Если ими являются физические лица, потребуется копия личных документов (паспортов), если юридические лица – копии ОГРН ИНН и другая информация.
  4. Квитанция об уплате госпошлины, которая взимается при регистрации благотворительного фонда (обязательное условие – наличие реквизитов органа Минюста).
  5. Другие официальные документы об организации (подтверждение права собственности, наличие гарантийного письма, документы об аренде помещения и т.д.).

Обратите внимание! На собрании учредителей принимается решение касаемо их количества, особенностей составления устава. Законом РФ предусмотрено несколько вариантов управления фондом: наличие одного исполнительного органа, коллегиального собрания учредителей или целого попечительского совета.

В качестве дохода благотворительный фонд может рассматривать пожертвования от физических и юридических лиц, использование грантов, целевое финансирование, а также доходы от реализации (пополнения) движимого/недвижимого имущества. При непосредственной работе необходимо определить принадлежность источника дохода. Источником дохода может быть целевая программа или уставная цель фонда.

С целью привлечения средств организация может устраивать разные мероприятия.

Несколько слов о ликвидации

Ликвидация благотворительного фонда возможна исключительно по решению суда. О самоликвидации, по решению собственников фонда не может идти речи.

Суд может вынести положительное решение в таких случаях:

  • имущество организации было использовано не для тех целей, которые предусмотрены Уставом и/или действующим законодательством РФ;
  • миссия фонда не была достигнута в предусмотренный срок;
  • учредители уклоняются от выполнения поставленных целей;
  • другие случаи, описанные в нормативно-правовых актах.

Заявление о ликвидации может быть подано следующими лицами: прокурор, учредители фонда (по судебному согласованию), ФНС РФ и другие лица.

Обратите внимание! Большую роль в сфере благотворительности играет развитие, правильный менеджмент благотворительного фонда. Для этого учредители могут использовать разные инструменты, в том числе привлечение сторонних ресурсов, открытие филиалов и представительств, объединение в союзы, ассоциации и т.д.

Сколько стоит открыть благотворительный фонд

Затраты на создание благотворительного фонда можно разделить на такие группы:

  • аренда помещения для офиса – от 15 тыс. рублей и выше;
  • оплата государственной пошлины – 4 тыс. рублей (фиксированная цена);
  • услуги нотариуса – до 2 тыс. рублей и выше;
  • дальнейшего юридическое сопровождение – от 20 тыс. рублей;
  • заказ печати, открытие счета в банке – от 500 рублей и выше.

Несколько слов о целевом назначении средств. Не менее 80% поступлений благотворительный фонд обязан перенаправить на цели, предусмотренные в Уставе, остальные 20% разрешено использовать на административные и хозяйственные расходы, в том числе заработную плату сотрудников, уплату налогов и взносов, аренду помещения, коммунальные услуги, ведение бухгалтерии, банковские комиссии и т.д.

Что касается отчетности, благотворительный фонд подает ее каждый квартал, в том числе – в Минюст. Также организация должна проходить ежегодный аудит, стоимость которого начинается от 20 тыс. рублей – это большая часть расходов.

При сотрудничестве фонда с юридическими лицами, обязательным является составление договора содействия, целевого финансирования или совместной деятельности. В данных документах указывается график платежей и смета. Данные берутся из чеков, квитанций, платежных поручений, товарных накладных и листов.

Все поступления освобождаются от налогообложения.

Нажимая на кнопку "Пожертвовать", вы принимаете условия публичной оферты и даете согласие на обработку персональных данных.

Ошибка!

Что-то пошло не так, пожалуйста, повторите попытку.

Ошибка!

При этом способе платежа максимально можно выбрать не более 5 подопечных.