Как правильно сказать ребенку, что он болен

01.09.2020, 4:46

Если вашему ребенку поставили тяжелый диагноз, не стоит молчать – это не защитит его от стресса и переживаний. В таком случае важно рассказать правду о заболевании, возможных последствиях, методах и рисках лечения. Сегодня мы разберем этот вопрос более подробно и выясним, как правильно рассказать ребенку, что он болен.

Миф первый. Лучше не говорить о болезни

Открытый диалог с ребенком о его самочувствии – залог предоставления качественной и своевременной помощи. В маленьком возрасте ребенок привыкает к тому, что родители беспокоятся о его здоровье, обсуждают все происходящее с ним. Если они начинают замалчивать проблему, отвечать уклончиво, дети это чувствуют и понимают.

Скрыть переживания в полной мере вам не удастся, поэтому лучше обсудить ситуацию внутри семьи. Ребенок должен сохранить доверие, ощущение помощи и поддержки. Также важно сохранить стиль общения – открытое обсуждение.

Миф второй. Не обязательно быть полностью честным

Ребенку важно понять, что происходит в его организме, как ему будут помогать врачи. Постарайтесь назвать точный диагноз, так как слово «рак» может иметь множество неприятных ассоциаций. Узнайте у ребенка, слышал ли это слово, почему он находится в больнице и т.д. Убедитесь в том, что он владеет достоверной информацией. Разговор о болезни должен напоминать диалог, который вы должны дополнять и поддерживать.

Миф третий. Нужно делать так, как говорят врачи

Все действия нужно обсуждать с ребенком, в том числе – те, что происходят под наблюдением врачей. Не стесняйте объяснять малышу, почему с ним проводят те или иные манипуляции – и тогда он не будет им сопротивляться. Когда эксперты начинают разбираться в поведении детей, в 90% случаях получается, что им никто и никогда прямо не рассказывал о предстоящих манипуляциях, поэтому они боялись.

Говорить с маленькими детьми лучше в игровой форме. К примеру, рисовать рисунки – изображать хорошие и плохие клетки крови, рассматривать книги или фильмы. Также можно поиграть в больницу, разложить медицинские приборы и т.д.

Важно! Ежегодно в России диагноз «онкологическое заболевание» ставится 4,5 тыс. детей, 70-90% которых из них успешно проходят лечение.

Миф четвертый. Нужно говорить о последствиях лечения

Не обязательно говорить о негативных последствиях лечения. Здесь важно подобрать правильные слова – ограничьтесь тем, что скажите о побочных эффектах химиотерапии (тошнота, слабость, выпадение волос на теле). Объясните, что лекарства, которые будут подавлять плохие клетки, также будут действовать и на весь организм, поэтому нужно приготовиться к тому, что будет этап восстановления.

Важно создать уверенность, что врачи держат ситуацию под контролем. Не стоит делиться с маленькими детьми необоснованными страхами, тревогами. Об операции лучше не говорить заранее, сообщите об этом за день. Помните, что главный враг ребенка – это страх боли и неизвестности. Также они боятся отсутствия родителей, поэтому постарайтесь быть всегда рядом с малышом, поддерживать его на всех этапах лечения.

Помощь детям: особенности возрастных ограничений

Реакция ребенка на лечение отличается от его возраста:

  1. Ребенок до 3 лет. В этом возрасте детям необходимо, чтобы родители были рядом. Они хотят видеть ту жизнь, которая была до болезни – с любимыми занятиями и игрушками. Их лучше взять в больницу, чтобы создать чувство защищенности, дома. 
  2. Ребенок дошкольного возраста. В дошкольном возрасте у детей развито «магическое» мышление – они считают, что могли сами повлиять на то, что заболели. Важно говорить им, что они не виноваты в том, что ситуация так сложилась. Также в таком возрасте уже можно рассказывать о побочных эффектах от лечения, спрашивать ребенка о его самочувствии, ощущениях после выполнения медицинских процедур.
  3. Ребенок от 6 до 10 лет. До 10 лет способность ребенка к логическому мышлению повышается – они могут спрашивать о причинах болезни. В таком возрасте малышу нужно предоставить выбор – он должен чувствовать свободу, иметь возможность избавиться от напряжения, плохих эмоций. Целесообразно сделать это через игру.
  4. Подросток. В подростковом возрасте мнение ребенка нужно учитывать. Следует спрашивать, чего он хочет, рассказывать о результатах процедуры и т.д.

Кто должен разговаривать с ребенком

Ответ на этот вопрос зависит от взаимоотношений в семье. Обычно разговор о болезни начинает человек, максимально близкий к малышу, который в дальнейшем будет его поддерживать, выражать любовь и т.д. Предварительно стоит получить консультацию лечащего врача, психолога. Бывают случаи, когда в этом могут помочь представители родительской ассоциации или детской секции, которые занимаются этим направлением.

Важно! Определитесь со временем. Вы должны понимать настроение ребенка и знать, когда лучше с ним поговорить о серьезных вещах. Возможно, сначала не стоит рассказывать все в подробностях. Лучше выбрать спокойную для вас обстановку.

Помощь ребенку: советы специалистов

Чтобы ребенок лучше понял свое состояние и проще адаптировался к ситуации, следует придерживаться нескольких простых советов от специалистов.

Совет 1. Уважать его границы, интересы, мнение. В стрессовой ситуации ребенок может приобрести новый опыт. На любую ситуацию он может реагировать по-разному: уходить от проблемы или проявлять активную позицию, контролировать поведение.

Совет 2. Сохранить общение со сверстниками. Это важная часть жизни ребенка – не стоит забывать о его обучении, общении. Нужно поощрять его планы на будущее.

Совет 3. Следить за тем, чтобы лечение не унижало ребенка. По возможности – побеспокойтесь о том, чтобы врачи сохраняли интимность процедур, а также приватность лечения. Ребенку в подростковом возрасте нужно давать право выбора.

Совет 4. Поддерживать ребенка в ходе сложного лечения. Нужно создать ощущение, что время, которое проведено в больнице, не было потеряно. Если состояние здоровья малыша позволяет, следует раскрывать в нем разные грани: заниматься виртуальными путешествиями, начать учить языки, подтянуть по другим предметам.

Совет 5. Не игнорировать просьбы ребенка. Если он хочет говорить про болезнь, расскажите ему все о его самочувствии, выполняемых процедурах, периоде реабилитации. Ему однозначно станет легче от того, что он владеет верной информацией.