В 2019 году в сферу благотворительности были внесены изменения на законодательном уровне – под руководством Дмитрия Медведева принята Концепцияразвития благотворительной деятельности. По мнению властей, весь 2020 год является отличной платформой для развития отрасли, включая конкретизацию инструментов для поддержки работы на федеральном уровне, расширение списка налоговых льгот и т.д.
Важно! Предыдущая концепция была принята в 2009 году, действовала 10 лет.
Концепция благотворительности – программный документ, определяющий основу для развития отрасли, а также постановки стратегических рамок (далее – Концепция).
Аспект первый. Благотворительность: определение
В первом разделе Концепции происходит смещение самого определения благотворительности. Если ранее под этим понятием было принято понимать адресную помощь отдельным категориям, то с 2019 году в контексте вопроса начал рассматриваться процесс аккумулирования денег, работа с ними в долгосрочной перспективе.
Власти поставили задачу – ликвидировать концептуальный разрыв, который может стать проблемой для появления НКО нового типа. Этот процесс необходимо поощрять.
Аспект второй. Инструменты благотворительности
Представители отрасли обязаны создать ряд стимулов (в виде инструментов) с целью развития благотворительности. На начальном этапе они могут быть использованы в пробном режиме. Для этого нужно, чтобы в российском законодательстве отсутствовал запрет на их практическое применение (к примеру, в 2020 году продолжается разработка законопроекта о социальном бизнесе).
Важно! В качестве примера можно привести развитие таких направлений, как процесс вложения этических инвестиций, социальные бонды, impact-инвестирование.
Аспект третий. Помощь в развитии инфраструктуры
Важным направлением является поддержка инфраструктуры НКО. В том числе, планируется усовершенствовать налогообложение индивидуальных грантов в части освобождения физических лиц от уплаты ряда налогов. Процесс можно связать со статусом НКО. По мнению экспертов, в будущем необходимо расширить формы грантов (к примеру, гранты на развитие, организацию стажировок и т.д.). Поддержка инноваций должна происходить законодательно, что означает пересмотр логики процесса.
Например, сбор средств на уставную работу НКО должен стать для благотворителей таким же стандартом, как и предоставление грантов.
Аспект четвертый. Увеличение адресных пожертвований
Речь идет о частных пожертвованиях, которые были сделаны как в онлайн, так и в офлайн режиме, не напрямую через НКО, а с помощью электронного сервиса. Чтобы стимулировать процесс, необходимо предоставить физическим лицам ряд налоговых льгот (в том числе, налоговый вычет от благотворительности). Со стороны НКО это могло бы означать повышение уровня частных пожертвований на 13%. В свою очередь, это бы покрыло затратную часть на фандрайзинг и стало стимулом работы для НКО.
Аспект пятый. Развитие digital-благотворительности
Digital-технологии прочно вошли в нашу жизнь. Сегодня они представлены выбором разных коммуникаций двух сторон: просителя и благотворителя.
Важно направить работу в цифровую среду, чтобы оставаться на связи с клиентом в любое время дня. Стоит отметить, что при получении вычета сотрудники государственных органов потребуют пакет документов, вместе с оригиналами всех подписей. Вывод – следует адаптировать процесс к digital-технологиям, чтобы сократить процедуру администрирования.
Аспект шестой. Благотворительность и налоговые льготы
Усовершенствование принципа расчета налоговых льгот необходимо для того, чтобы благотворительные фонды имели право получать доход от разных источников финансирования. Представители НКО должны почувствовать укрепление своих позиций на рынке, стимуляцию новых всех сфер инвестирования и т.д.
Например, эксперты говорят об освобождении уплаты налога на прибыль за получение пассивного дохода от размещения денег на депозите.
Данный процесс станет стимулятором для создания резервов накоплений – практика развита в странах Европы. Далее НКО смогут строить долгосрочные планы, «разгрузят» процесс коммерческой деятельности, смогут воспользоваться гибридной форой увеличения капиталовложений в НКО (impact-инвестирование).
Аспект шестой. Борьба с аферистами и мошенниками
В 2020 году Россия планирует улучшить свое положение в рейтинге КАФ.
Недостаток этого процесса есть – он заключается в увеличении числа аферистов и мошенников в сфере благотворительности. Чтобы обезопасить действия благотворителей, Концепция включает в себя ряд мер по противодействию. В том числе, они касаются увеличению спектра обязанностей со стороны органов правоохранительного порядка.
Другие вопросы могли бы решаться за счет саморегулирования НКО: создания реестра фондов, написание отзывов об их работе, предоставление других данных.
Аспект седьмой. Отчетность по благотворительности
Особая роль в этом году отводится вопросу составления и подачи отчетности представителями благотворительности. В планах – создание максимально простой формы отчетности – такой, чтобы ее легко и быстро можно было отослать в Минюст, Росстат и другие органы. В том числе, необходимо усовершенствовать позиции об отражение вида деятельности НКО, который отчитывается перед государством. Не стоит недооценивать роль влияния социальной рекламы на развитие сектора.
Аспект седьмой. Правила честно конкуренции
Работа благотворительности зависит от состояния конкуренции в отрасли.
В условиях спроса на работу назревает необходимость разработки единых правил конкуренции, которые могли бы действовать при правильном саморегулировании.
Необходимость процесса вызвана увеличением показателя предложения со стороны НКО. Выходом может стать также «структурирование» корпоративной благотворительности (на данный момент процесс носит «стихийный» характер и является не постоянным). В контексте вопроса стоит сказать об использовании практик крупных НКО, применении их положительного опыта и т.д.