Прошло 10 лет с того момента, как в нашей стране образовалась первая платформа, на которой стали собирать денежные пожертвования в режиме онлайн. Сегодня их насчитывается несколько десятков. Представляем вашему вниманию данные исследований о развитии, а также результатах работы таких онлайн ресурсов в России.
Благотворительность в режиме онлайн
Любая платформа – это сервис, через который некоммерческие организации, а также частные лица могут быстро и без опасений пожертвовать денежную сумму в пользу любого благотворительного проекта, на свое усмотрение. Финансовая состоятельность НКО, которые на них размещены, проверяется: публикуются отчеты о собранных средствах, анализ финансовых операций доступен для открытого наблюдения.
Внимание! Такие платформы созданы отдельными людьми, предприятиями и фондами помощи. Поэтому их форматы, а также задачи во многом различаются.
С чего все начиналось
Первый сервис в режиме онлайн основал благотворительный фонд «КАФ» в 2005 году. Полноценный запуск Благо.ру состоялся в 2008 году.
На тот момент важно было, чтобы некоммерческие фонды и граждане, желающие принять участие в добрых делах, привыкли к благотворительности в новом формате, не боялись осуществлять пожертвования в интернете. Создатели платформы подошли к сотрудничеству с каждым НКО индивидуально, благодаря чему привлекли новых благотворителей. В течение четырех лет Благо.ру являлась единственной на всю страну платформой, на которой граждане могли жертвовать деньги дистанционно.
Что было дальше
Позже, в 2012 году появились такие платформы краундфандинга, как Планета.ру и Boomstarter. На сайтах в разделе под названием «Благотворительность» можно оказать финансовую помощь благотворительным фондам, а также отдельным проектам.
Спустя год представители Mail.ru также разработали собственную программу оказания безвозмездной помощи – сервис получил название Добро.Mail.ru.
В 2015 году представители благотворительного фонда «Нужна помощь» вложили средства в портал «Такие дела». Поступлению денег способствовали качественные журналистские материалы на социальную тему, вызывавшие отклик у читателей. Затем платежной системой QIWI была организована платформа «ВСЕМ», через которую пользователи интернета одним пожертвованием через платежные терминалы и/или систему могли помочь девяти существующим на тот момент НКО.
Обратите внимание! Два года назад стали создаваться платформы, привлекающие людей к оказанию безвозмездной помощи в форматах новых направлений благотворительности. Речь идет о таких форматах, как рост вовлеченности людей, активное добровольческое движение, волонтерский фандрайзинг и т.д.
Фандрайзинг со стороны волонтеров
С 2016 года в интернете стали появляться ресурсы для личного привлечения финансовых средств на НКО. В частности – на благотворительную деятельность.
Наибольшую известность получили следующие проекты: «Пользуясь случаем», «Сделай!». Сторонники НКО с помощью данных ресурсов имеют возможность призывать друзей и знакомых к пожертвованиям, приуроченным к конкретному событию их личной жизни, а также поставить перед собой ряд спортивных целей (например, участие в марафоне) с целью объявления сбора на доброе дело. Такие платформы любимы молодежью, которая восприимчива к новым форматам благотворительной деятельности.
Помочь – и встретиться со звездой
В 2017 году стартовали платформы Meet for Charity и Dreamo. Они предоставили возможность сделать пожертвование и встретиться со знаменитостью. Право общения с известным человеком можно получить путем выигрыша, а также приобрести на аукционе.
Из-за появления ресурсов для онлайн-пожертвований объемы средств, которые удалось собрать представителям НКО, увеличились. За пять лет, с 2013 по 2017 гг. они «выросли» в десятки раз, превысив отметку 800 млн. руб. Лидирует медиа «Такие дела».
На разных ресурсах размер жертвуемой суммы варьируется от 350 до 1000 руб.
Стоит отметить, что ресурсы для сбора денежных средств на благотворительность в режиме онлайн приобретают популярность у представителей разных социальных групп. В 2017 году помощь через интернет оказывали 34% граждан вместо 9%, как это было в 2014 году. Это больше, чем 400 тыс. граждан страны. Все чаще люди подписываются на постоянные пожертвования, а также делают регулярные взносы.
Благотворительность: полезное сотрудничество
Партнерство благотворительных фондов с площадками для пожертвований в режиме онлайн приносит пользу, является выгодным для обеих сторон.
Представители платформ стараются продвигать НКО, распространяют о ней как можно больше информации, развивают отношения с партнерами, что идет на пользу организации. С их помощью приходят новые доноры – активные пользователи социальных сетей, которые участвуют в акциях, рассказывающие об этом своим друзьям.
Важно! С каждым из благотворительных фондов можно наладить индивидуальную работу, построить план продвижения в краткосрочном и долгосрочном периоде. Сотрудники самостоятельно наполняют ресурс контентом, готовят и публикуют тексты статей, снимают и распространяют видеоматериалы.
Много значит также неравнодушная позиция самого благотворительного фонда, его желание информировать на платформе о своих мероприятиях и сборах, привлекать единомышленников и т.д. Крупнейшие сервисы часто организуют для сотрудников благотворительных фондов обучающие тренинги, чтобы повысить их квалификацию.
Перспективы развития благотворительности в России
Большие суммы пожертвований, высокая вовлеченность отдельных граждан, а также потребность общества в прозрачной благотворительности позволяют предположить, что онлайн-пожертвования через платформы станут удобными для многих людей, а интерес к этому формату оказания помощи возрастет.
Пока платформами пользуется лишь малая часть НКО в России. Возможно, впоследствии их количество возрастет, а это значит – от организаций потребуется прилагать больше усилий и искать эффективные формы взаимодействия с гражданами.