Как воспитать у ребенка любовь к благотворительности
Развитие доброты и сострадания – одна из важнейших задач в воспитании ребенка.
Эмпатия, заложенная в раннем возрасте, оказывает большое влияние на становление характера малыша, в целом. Важно, чтобы родители уделяли воспитанию поведения особое внимание. И сделать это не так сложно, как кажется. Достаточно придерживаться нескольких простых правил в поведении и общении с ребенком. Каких? Мы расскажем вам далее.
Благотворительность в разном возрасте
Каждый возраст ребенка обладает своими уникальными особенностями.
Например, малыши от 8 месяцев до 1,5 лет уже понимают, что их поведение может вызывать у окружающих людей, как смех, так и грусть. В 2-3 года ребенок начинает проявлять сочувствие к другим, спешит утешить плачущего сверстника. К 4-6 годам у него формируется чувство справедливости; дети начинают понимать, что эгоизм ― это плохо. А в период от 6 до 12 лет ваш малыш уже выстраивает причинно-следственные связи, предугадывает чувства других. Это позволяет ему понимать последствия своего поведения.
Разные этапы развития требуют разные инструменты воспитания. По мере взросления ребенок меняется, ровно как меняется его окружение и ситуации, в которые он попадает.
Малыши от рождения и до 5 лет
Чтобы привить у детей любовь к благотворительности в этом возрасте, необходимо:
- Укрепляйте уровень доверия. Если родители заботливы, добры и внимательны к потребностям и желаниям ребенка, то у малыша формируется доверие ко всем взрослым без исключения. Во взрослом возрасте это позволяет ему быть более внимательным по отношению к окружающим, заниматься благотворительностью.
- Будьте последовательны. Иногда родители требуют от малышей «много и сразу». И противоречивые указания путают ребенка, сбивают с толку, увеличивают недоверие к окружающим. Ваши требования должны быть понятны и последовательны.
- Будьте позитивны. Воспитание в любви и уважении помогает детям понять важность такого же отношения к другим. Когда дети чувствуют заботу, они элементарно учатся заботиться о других. Физические наказания же, напротив, ослабляют доверие к взрослым и окружающим, вызывают агрессию, антипатию, склонность к насилию.
Дети возрастом от 6 до 12 лет
Ребенок от 6 до 12 лет способен научиться делать добро, если вы будете:
- Поощрять эмпатию. В школьном возрасте ребенок уже способен взглянуть на мир чужими глазами. Поэтому родители должны уделить особое внимание беседам о сопереживании, научить ребенка смотреть на ситуацию под разными углами.
- Проявлять эмпатию сами. Не обязательно пребывать в ожидании, пока ребенок не предложит тему для обсуждения. Родители самостоятельно могут подтолкнуть его на разговор, высказать свою точку зрения на последние события в мире, сцену в фильме, ситуацию на улице и т.д. Факт желания помочь, отзывчивость и сопереживание у взрослых подтолкнет ребенка к такому же поведению в будущем.
- Приобщать ребенка к помощи по дому. Домашние обязанности (забота о питомце, уборка, помощь на кухне) могут приобщить детей к труду. А благодарность за помощь говорит о том, что они важны и любимы. Именно эти чувства мотивируют в дальнейшем на заботу.
Интересно! Согласно исследованиям, подростки, которые регулярно помогают по дому, больше помогают окружающим и получают от этого положительные эмоции.
Благотворительность: общие рекомендации
Однако есть моменты, которые необходимо учитывать вне зависимости от возраста ребенка. Чтобы закрепить позитивное и отзывчивое поведение, родителям нужно:
- Разговаривать с малышом. Беседы о том, почему важно быть отзывчивым и внимательным, помогают ребенку понять истинный смысл доброго поведения. Согласно исследованиям, понятные и обоснованные объяснения позволяют с большей вероятностью добиться желаемого в поведении детей, направить их на путь благотворительности.
- Следить за соответствием слов и действий. Если родители говорят ребенку одно, а делают совершенно противоположное, это не только сбивает его с толку, но и подталкивает на такое же, идентичное поведение. Ведь если самые важные в его жизни люди врут, лукавят и не соответствуют своим словам, значит так можно всем, в том числе – ему.
- Показывать все на своем примере. С первых дней жизни дети учатся, наблюдая за поведением взрослых. Они повторяют их слова, жесты, реакцию на различные бытовые ситуации. И если родители помогают пожилым людям, приютам и детским домам, а также участвуют в благотворительных акциях, то их ребенок научится заботиться о других.
- Хвалить и благодарить ребенка. Уважительное отношение к ребенку и добрые слова в ответ на хорошие поступки ― это главный мотиватор доброго и заботливого поведения. Не одним поколением психологов доказано, что лучший способ обучать ― закреплять позитивные результаты, а не указывать на ошибки, недочеты в поведении.
Выводы
Способность проявлять доброту, сочувствовать и сопереживать заложена в детях с рождения. И есть ряд примеров, которые доказывают это:
- многие малыши начинают плакать, если рядом плачет кто-то другой;
- во время игры ребенок может утешать даже свою игрушку;
- маленькие дети с удовольствием заботятся о домашних питомцах, животных, они стремятся защитить их от проявлений жестокости со стороны;
- малыши часто обнимают брата или сестру, когда те расстроены.
Однако взрослые также играют немаловажную роль в дальнейшем проявлении этих качеств. И главная задача родителей ― не подавить врожденное чувство эмпатии.
Закрепить и развить его можно с помощью бесед, благодарности и личного примера. Если ребенок не видит подтверждения слов и высказываний взрослых людей в поступках, то он перестает доверять родителям и, как следствие, – и окружающим.
Кроме того, необходимо быть последовательными и внимательными в воспитании поведения, прислушиваться к возможностям и потребностям малыша. Только родительская любовь мотивирует сопереживать, помогать другим, заниматься благотворительностью.