Фандрайзинг: что это простыми словами

07.10.2020, 6:24

Эксперты уверены, что профессия фандрайзера станет популярной в ближайшем будущем. Сегодня мы предлагаем познакомиться с новым видом деятельности в благотворительности, а также узнать мнения разных людей по этому вопросу.

Кто такой фандрайзер

Фандрайзер – это человек, который старается найти, а затем привлечь максимальное количество ресурсов для разных проектов (не своих). Под ресурсами принято понимать не только денежные средства, а и другие виды безвозмездной помощи.

Понятие фандрайзинга, к которому мы привыкли, появилось сравнительно недавно – 10 лет назад. Средняя сумма заработка эксперта в области – 100 тыс. рублей. Профессия подходит выпускникам гуманитарных специальностей, маркетологам, искусствоведам. В качестве клиентов стоит выделить НКО, благотворительные фонды, культурные центры.

Сегодня существует два вида фандрайзинга: проектный и оперативный.

Проектный фандрайзинг предполагает привлечение денег на реализацию определенного проекта. Оперативный фандрайзинг направлен на покрытие краткосрочных затрат (к примеру, выплату заработной платы, коммунальных платежей).

Могут ли НКО обойтись без услуг фандрайзера

Безусловно, могут. Зачастую функции такого работника выполняют руководители НКО, а также их подчиненные. Многим организациям не нравится такое положение дел.

К примеру, в период 1997-2012 годы деятельность некоторых благотворительных фондов была связана с получением иностранных грантов, субсидий, «само текущих взносов». НКО привлекали денежные средства путем размещения реквизитов на сайтах, а также в собственных печатных изданиях. Начиная с 2013 года, их источником финансирования, в том числе, становились пожертвования частных лиц.

Благотворительные фонды начали задавать другой вектор развития – начали принимать участие в конкурсах, становились обладателями российских грантов и т.д. У них появились помощники в лице корреспондентов, представителей СМИ. При грамотном подходе максимальный размер частного взноса выходит за пределы 1 тыс. рублей.

Обратите внимание! В большинстве благотворительных фондов, которые оказывают адресную помощь детям, в штате сотрудников также нет фандрайзера.

Другое мнение

Другое мнение – фандрайзеру можно было бы доверить лишь ведение переговоров с корпоративными благотворителями. Это бы позволило благотворительному фонду отказаться от адресного формата пожертвований. А с обязанностями фандрайзера под силу справиться «белому воротничку», который умеет общаться с бизнесменами, не подвержен риску «выгореть» на работе, а также способен донести до прессы проблемы пациентов, страдающих от разных заболеваний (в том числе, тяжелых, неизлечимых).

Чего ждут от фандрайзер

Управляющие НКО хотят получить в свою команду настоящего «профессионала-волшебника», который решает следующие задачи:

  • привлечение ресурсов со стороны юридических лиц;
  • создание и ведение бизнес-презентаций;
  • подготовка совместных акций при поддержке руководителей компаний;
  • работа с CRM-базой в долгосрочной перспективе;
  • привлечение частных пожертвований посредством рассылок;
  • реализация фандрайзинговой кампании в режиме онлайн;
  • активное участие в планировании бюджета НКО;
  • организация фандрайзинговых событий;
  • подготовка стратегии фандрайзинга организации.

Одним из самых популярных российских фандрайзеров является Дмитрий Даушев. У него есть свое мнение насчет требований к профессии. Специалист утверждает, что некоторые директора НКО требуют от эксперта по фандрайзингу невозможного. Поэтому не все фонды подготовлены к сотрудничеству с профессионалом.

Перед тем, как дать объявление о вакансии, руководитель НКО должен иметь четкое представление о своей миссии. Кроме того, он обязан позаботиться о создании необходимых условий для работы фандрайзера. Речь идет о качественном программном контенте, выделенных денежных средствах, поддержке со стороны директора и т.д.

Где искать хорошего специалиста

Многие эксперты рекомендуют отказаться от идеи найти фандрайзера-универсала. По их мнению, существует два типа фандрайзеров.

Первый тип не любит присутствовать на встречах, переговорах и презентациях, но способен анализировать большие потоки информации, а также может поддерживать диалоги с пользователями социальных сетей, что не маловажно при этой работе.

Второй тип не испытывает радости от сидения за компьютером, зато любит выступать публично, а также проявляет хорошие ораторские способности.

Первый тип замечательно справится с привлечением частных пожертвований, второму типу можно поручить работу с корпоративными клиентами. Однако первоклассных специалистов, по мнению многих, нужно «выращивать» в коллективе самого благотворительного фонда. На роль будущих фандрайзеров отлично подойдут студенты ВУЗов, которые готовы осваивать новую и перспективную профессию.

Из каких денег платить вознаграждение фандрайзеру

Все эксперты единогласно утверждают, что фандрайзеров необходимо достойно поощрять за их работу. До сих пор ведутся споры вокруг источников выплат сотрудникам. С одной стороны, целесообразно стимулировать фандрайзеров – выплачивать им высокий процент от привлеченной денежной суммы. С другой стороны, такой подход связан с финансовыми, этическими и другими проблемами.

Во-первых, как уже отмечалось ранее, специалист привлекает не только деньги (это может быть оборудование, мебель, одежда, транспорт и т.д.).

Во-вторых, из-за масштабной рекламы адресных взносов благотворители уверены в том, что 100% всех пожертвований уйдет по их прямому назначению.

По мнению Дмитрия Даушева, из сложившейся ситуации есть один выход – это честно говорить с донорами об административных издержках. Если целевых поступлений не хватает для покрытия расходов на заработную плату фандрайзера, то в этом случае придется использовать часть денег из общей благотворительной помощи.

Делаем выводы

Перспективы у профессии фандрайзера большие. На Западе уже создана специальная форма взаимодействия между экспертами и культурными институциями. В России система только начинает развиваться и имеет целый ряд проблем.