Благотворительность – площадка для развития

Благотворительность – площадка для развития

20.10.2020, 22:06

Система благотворительности в России сегодня включает много составляющих: увеличение числа частных и корпоративных пожертвований, повышение роли местных сообществ, благотворительных фондов и социально ориентированных компаний.

Мы провели анализ состояния рынка за период 2017-2020 гг. и готовы представить вам полный отчет. Результаты исследования получились очень интересными. Готовы?

Первые выводы

Начиная с 1989 года, Россия сделала большой рывок в сфере благотворительности. Благодаря этому на данный момент у нас в стране представлены все виды НКО. Общее количество организаций уже достигает 140 тыс., и эта цифра продолжает расти.

За 5 лет увеличился объем пожертвований, как со стороны граждан, так и со стороны юридических лиц, корпораций и государства. Свое развитие получило и такое направление, как местная филантропия. Она находится в тесной связи с правительством.

Власти поддерживают филантропию и создают все условия для развития. К примеру, по приказу Владимира Путина в конце 2016 года из бюджета на финансирование социальных услуг было направлено 10%. Вместе с тем, поддержку не получают те НКО, которые принимают активное участие в политической деятельности.

Частные благотворительные фонды

Число частных благотворительных фондов в России назвать трудно. Многие бизнесмены создают свои НКО, часть из них распределяют гранты в разных объемах.

Изначально работа таких организаций находилась на уровне меценатства, затем она увеличила спектр деятельности. Если ранее финансированию подлежали лишь такие сферы, как работа РПЦ, детских домов, учебных заведений, музеев и т.д., то теперь этот список расширился. В него входят образовательные программы, исследовательские и научные центры. Но за рамки общепринятой благотворительности выходят единицы.

Работа благотворительных фондов основывается на системной стратегии, оценке результатов. Также с 2006 года владельцы получили возможность формировать капиталы.

Корпоративные благотворительные фонды

Корпоративные благотворительные фонды занимают особое место в благотворительности России. Работа таких организаций осуществляется не напрямую компаниями. Благотворительные проекты охватывают традиционные направления, а владельцы НКО сосредоточены на стратегическом подходе. Компании стараются реализовать социальные программы с коммерческим подтекстом, особенно – в тех регионах, где они работают. Работа соответствует бизнес интересам владельцев НКО.

Стоит выделить и благотворительные фонды, созданные в целях фандрайзинга.

Такие НКО возникли более 10 лет назад. Их главная цель – это решение острых и актуальных на данный момент социальных проблем, попытка перейти от предоставления простых услуг до решения вопросов в их глобальном понимании. Для лучшего понимания можно привести ряд примеров: благотворительные фонды «Вера», «Старость в радость», «Волонтеры в помощь детям-сиротам» и т.д. Работа в сфере фандрайзинга пока получает большую общественную поддержку – в основном, денежные средства поступают от представителей среднего класса, а государство прислушивается к позиции фандрайзера.

Благотворительные фонды местных сообществ

Благотворительные фонды местных сообществ – это организации, которые работают в одном регионе (городе, селе, поселке) и поддерживают процесс аккумуляции денег. В дальнейшем ресурсы идут на поддержку различных благотворительных проектов.

Сегодня в России создано около 70 фондов местных сообществ, 50 из которых функционируют на высоком уровне и дают результат. В них сосредоточены разные идеи по привлечению финансовых и административных ресурсов, социальных программ и т.д.

Управление происходит за счет паритетного представительства на уровне органов власти, представителей малого и среднего бизнеса, гражданского общества и т.д. Отметим, что все денежные средства собираются и аккумулируются на местном уровне.

Социальное предпринимательство

Понятие «социального предпринимательства» в России становится более модным.

Бизнесмены предлагают свои услуги (читайте – помощь) тем слоям общества, которые являются социально не защищенными. Они поддерживают проекты разного характера (экономического, научного, образовательного и т.д.), ведут просветительскую работу, предоставляют бесплатные консультации. Для примера можно привести благотворительный фонд «Наше будущее», который был создан в 2007 году. За время работы НКО выдал сотни долгосрочных займов для развития социального предпринимательства без процентов, комиссий и других дополнительных трат.

Частные пожертвования

Частные пожертвования составляют 75% благотворительности в России.

Большая часть из них – со стороны среднего класса. По итогу 2019 года, 55% россиян совершали пожертвование. Преимущественно люди предпочитают отдавать деньги на поддержку религиозных организаций, лечение детей, помощь сиротам и пенсионерам, улучшение экологической ситуации по региону. Также растет значение других, «не популярных» направлений, включая защиту прав и интересов граждан.

В том числе, развитию способствует усовершенствование всех типов сборов денег, в том числе самые новые методы – краудфандинг. Люди предпочитаю жертвовать дистанционно, не выходя из дома. Также растет роль онлайн-банкинга.

Филантропия: перспективы развития

Вместе с тем, филантропия в России только начинает вступать на путь своего развития и имеет немало проблем: отсутствие прозрачности действий, неравномерное распределение денежных средств, сосредоточенность проектов в крупных городах.

Большую роль в благотворительности продолжают играть юридические лица. Бюджет более 65 НКО по всей России вырос на 10 млрд. рублей за последние несколько лет. Также стоит выделить неблагоприятную законодательную базу (отсутствие налоговых льгот), нежелание людей поддерживать «непопулярные» темы и идеи.

Среди прочего: недоверие к благотворительным фондам, отсутствие профессионализма у волонтеров, нестабильная ситуация в экономике и политике страны, низкий уровень эффективности социальных инвестиций, а также другие опасения инвесторов. Однако потенциал существует – и его следует использовать по максимуму!

Нажимая на кнопку "Пожертвовать", вы принимаете условия публичной оферты и даете согласие на обработку персональных данных.

Ошибка!

Что-то пошло не так, пожалуйста, повторите попытку.

Ошибка!

При этом способе платежа максимально можно выбрать не более 5 подопечных.