Благотворительность. Инклюзивное образование детей в России

08.11.2020, 2:25

Долгие годы в системе образования России использовался строгий дифференцированный подход: ребенок-инвалид не мог учиться в одной школе с обычными детьми. На современном этапе развития общества законы международного права говорят о том, что «особенные» мальчики и девочки должны иметь такие же возможности, как и их сверстники. По этой причине возникла необходимость в создании принципиально новой модели обучения, которую назвали инклюзивным образованием. 

Инклюзивное образование: что это такое

Термин «инклюзивного образования» имеет несколько определений:

  • процесс, при котором образование становится доступным каждому ребенку;
  • учебно-воспитательный процесс организован таким образом, что абсолютно все дети (в том числе те, у кого обнаружили особенности развития) включены в общеобразовательную систему, а также проходят обучение по месту своего проживания;
  • комплекс мер, принятый с целью обеспечить такие условия получения образования, когда любой ребенок с ОВЗ может обучаться вместе со здоровыми детьми.

Внимание! Не стоит отождествлять такие понятия, как инклюзия и интеграция. В последнем случае инвалид и/или человек с ОВЗ занимается в обычном образовательном учреждении и адаптируется к системе обучения, которая остается неизменной.

Виды инклюзивного образования

Выделяют восемь видов образования для особенных детей в России:

Первый вид – дети, которые не слышат с самого рождения. В данном случае от педагогов требуется научить ребенка общению с другими людьми, а также владению разными видами речи (письменной, устной, жестовой, тактильной). В программе занятий предусмотрены курсы, которые позволяют компенсировать отсутствие слуха: используется звукоусиливающая аппаратура, корректируется произношение, преподаются азы социально-бытовой ориентировки и т.д.

Второй вид – дети, которые слабо слышат или утратили слух. Цель обучения – восстановить потерянные способности, освоить активную речь и навыки коммуникации.

Третий вид – дети, которые не видят или у которых острота зрения находится в диапазоне 0,04-0,08, а также имеются серьезные дефекты, несущие в себе риск слепоты.

Четвертый вид – дети, у которых острота зрения находится в диапазоне 0,05-0,4. В 85% случаях данная офтальмологическая патология поддается коррекции. Учащимся детям на занятиях понадобятся тифлооборудование и специальные дидактические пособия для лучшего усвоения информации. 

Пятый вид – дети с отставанием в речевом развитии, в том числе с тяжелыми нарушениями речи. Главная задача – корректировать задержку речи. Занятия организовывают так, чтобы дети могли совершенствовать коммуникативные навыки.

Шестой вид – дети, у которых нарушены функции опорно-двигательного аппарата. Цель – восстановить и развить функции, скорректировав вторичные дефекты. Акцент делается на обучении трудовым навыкам и адаптации жизни детей в обществе.

Седьмой вид – дети с отставанием в психическом развитии. Главная задача – совершенствовать деятельность, направленную на познавание мира, корректировку задержку в психическом развитии, формирование способностей к обучению. 

Восьмой вид – дети с диагнозом умственной отсталости. Для их обучения разрабатывается программа с целью реабилитации и адаптации учащихся в обществе. 

Формы инклюзивного образования

В России предусмотрены следующие формы инклюзивного общего обучения:

  1. Служба ранней помощи – программа рассчитана на детей в возрасте до 3 лет. Родители могут рассчитывать на поддержку психологов, медиков, педагогов и социальных работников. Отличительная особенность – участие на занятиях родных.
  2. Инклюзивная группа для дошкольников – осуществляется обучение детей с разным уровнем развития и неодинаковыми стартовыми способностями. В группе обучаются обычные дети, одновременно в процесс включаются дошкольники с ОВЗ.
  3. Группа кратковременного пребывания – создаются оптимальные условия для обучения детей с тяжелыми дефектами физического и умственного развития. Занятия носят индивидуальный характер или предназначены для малочисленных групп (2-3 человека). Присутствие родителей на занятиях обязательно.
  4. Группа кратковременного пребывания в центрах медико-социального и психолого-педагогического сопровождения (ППМС-центры) – специалисты ставят задачу адаптировать и социализировать учеников в коллективе с обычными детьми. Занятия проходят в игровой форме, на них могут присутствовать родные ребенка.
  5. Инклюзивные классы в общеобразовательных школах – дети с ОВЗ включаются в процесс обучения и усваивают материал вместе с обычными сверстниками. Отличительная особенность системы – сопровождение ребенка педагогом, который помогает ему посещать занятия наравне с другими учениками. 

Важно! Инклюзивная модель образования подходит не только особым детям, но и их обычным сверстникам: выпускники инклюзивных классов более успешны в учебе, спокойны и общительны с окружающими, а также открыты для близких отношений.

Инклюзивное обучение за рубежом

1994 год стал знаковым в истории инклюзивного образования.

На Всемирной конференции в городе Саламанка было заявлено о приоритетности новой модели обучения под названием «инклюзивное образование». С этого времени в мировой практике появился термин «инклюзия». В декабре 2006 года Генеральной Ассамблеей ООН была одобрена Конвенция «О правах инвалидов».

Обратите внимание! Совершенным законодательством в области образования могут «похвастаться»: Великобритания, Испания, Канада, Кипр, США и Швеция. В развитых странах можно отметить высокий уровень развития инклюзивного обучения.

Проблемы и перспективы инклюзивного образования в России

Несмотря на то, что в 2008 году Россия присоединилась к Конвенции ООН, до сих пор есть много препятствий для успешного внедрения модели обучения.

Статистические данные неутешительны: 50% особенных детей не имеет доступа к полноценному школьному образованию, и только 20% отечественных школ подготовлены к приему подобных учеников. Основные преграды для этого – это нехватка специалистов и бюджетных денег для качественного инклюзивного обучения в классах. Тем не менее, 430 тыс. детей сегодня обучаются в рамках адаптированных проектов. При активном развитии благотворительности будут расширяться возможности финансирования инклюзивных школ, а значит – их число увеличится уже в будущем.