Как оценить социальный проект

15.12.2020, 7:48

Для компаний, которые ведут бизнес, важно оценивать рентабельность работы, а для создателей проектов социальной направленности и филтех-стартапов – эффект «social impact». Когда учредитель ставит перед собой цель устранить проблему, ему необходимо провести анализ результаты: в какой степени удалось достигнуть желаемого?

В разрезе бизнеса принято оценивать, насколько меняются поведенческие ориентиры, материальное и социальное положение, показатели физического и эмоционального здоровья нуждающихся людей. К примеру, расчет числа малоимущих семей, которым удалось выйти на более высокий уровень постоянных доходов.

Внимание! На первом этапе важно сформулировать задачу, затем – методы ее решения. Для каждой группы клиентов необходимо найти причины, которые приводят к динамике социальных изменений. А для того, чтобы создать модель будущих перемен, стоит воспользоваться услугами специалиста по оценке социальных проектов. 

Эффективность социальных изменений

Планирование задач и итогов проекта напрямую зависит о того, с какой проблемой в обществе должен справиться субъект. Кроме этого, важно определиться с показателями, которые позволяют убедиться в выполнении целей. Также оцениваются все составляющие процесса, направленного на получение социального эффекта. Рассмотрим их подробнее.

Ресурсный потенциал (inputs) – инструменты, которые понадобятся для работы над социальным проектом: персонал, материально-техническая база, денежные средства.

Деятельность (activities) – конкретные действия, которые должны привести к решению задач. К примеру, проведение курсов, поиск вакансий для инвалидов и т.д.

Прямые результаты (outputs) – результаты, которые повлияют на сферу деятельности. Здесь подразумевается наличие количественных показателей, характеристик производства. К примеру, число семей, которые воспользовались услугами в течение года, число консультативных приемов или произведенных товаров.

Социальные результаты (outcomes) – положительные перемены в жизни разных социальных групп получателей благ, вызванные реализацией проекта. К примеру, число инвалидов, у которых улучшилось материальное положение после прохождения курсов. 

Социальный эффект (impact) – позитивные перемены, которые должны произойти в будущем после завершения проекта. Характеризуются длительным временем ожидания и отражают воздействие не только на качество жизни получателей благ, но и социальные процессы в обществе. К примеру, уменьшение числа преступлений в регионе.

Эффективность в благотворительности: виды

Выделяют несколько показателей эффективности в сфере благотворительности:

  1. Результативность – указывает на соотношение общего ресурсного потенциала проекта и результатов, которые были достигнуты.
  2. Экономичность – говорит о том, какое количество ресурсов было затрачено для получения одной единицы результата.
  3. Социальная эффективность – рассчитывается для оценки того, как соотносятся прямые и непосредственные результаты работы.
  4. Экономическая эффективность – указывает, каким образом соотносятся финансовые результаты работы и связанные с их получением расходы.
  5. Социально-экономическая эффективность – показывает, как соотносятся социальные результаты и задействованные ресурсы в денежном выражении. 

Коротко о главном

Одно из главных препятствий при проведении оценки социального эффекта – «растянутый» период времени его наступления. Кроме того, не во всех случаях можно увидеть прямую связь между наступившими социальными переменами и реализацией проекта – есть вероятность, что получению результатов способствовали другие причины. 

Самая простая из них – это организация сбора количественных показателей, но этого не всегда достаточно для полной и достоверной оценки социальных изменений.

Выбор подходящих метрик для проведения измерений также сопряжен со сложностями. Чтобы получить результат, лучше воспользоваться услугами профессиональных консультантов, изучить опыт похожих проектов, обратиться к информационно-аналитическим ресурсам соответствующей тематики.

Внимание! Важно понимать, что построенная модель социальных перемен должна быть гибкой и, в то же время, оптимальной с точки зрения сложности и ресурсоемкости. 

Подходы к оценке социального эффекта

Достаточно популярными сегодня являются показатели денежной оценки социальных результатов (к примеру, Social return on investment – SPOI).

В таком случае обычно оценивается стоимость общих потерь общества из-за нерешенных социальных вопросов, которые должен устранить проект. К примеру, расходы, связанные с ростом числа преступлений или пребыванием детей-сирот в приютах. При выборе этой группы показателей важно помнить, что проще дать оценку социальному положению, которое связано с увеличением уровня благосостояния, чем измерить результаты в области искусства, к примеру.

Альтернативный подход к оценке социального эффекта – сконцентрировать внимание не на цифровых показателях key performance indicators (KPI), а на продуманном менеджменте социальных перемен. Он подразумевает прохождение таких этапов:

  • определение приоритетной цели проекта;
  • изучение информации о заинтересованных лицах (стейкхолдерах) – лицах, которые повлияли на проект и на тех, кого коснутся перемены;
  • планирование социальных результатов; 
  • отслеживание социальных результатов;
  • рефлексия, обсуждение результатов и развитие. 

Внимание! Еще один важный нюанс. С одной стороны, провести качественную оценку социального эффекта невозможно без привлечения профессионалов в этой сфере. С другой стороны, такое сотрудничество не означает полное отсутствие собственной вовлеченности в процесс. В противном случае высока вероятность того, что предоставленный отчет не будет иметь практической ценности для вашей организации.