Виды волонтерства

05.01.2021, 2:43

Волонтеры в своей деятельности проходят три этапа эволюции. На каждом этапе они получают свое «прозвище»: турист, путешественник или проводник.

Туристы, которых в России более 70%, еще не уверены в полезности своей благотворительной работы. Путешественники (их насчитывается 25%) только начинают понимать пользу от работы. У проводников же (около 5%) есть стимул и мотивация, в том числе – руководить проектами и привлекать других добровольцев в свои ряды.

Коротко о статистике

По итогам опроса, всего 5% россиян хотя бы раз в жизни принимали участие в благотворительности. Немногие из них связаны с корпоративной волонтерской работой.

Эксперты провели масштабное исследование. В ходе него было изучено документацию и программы, проводились опросы руководства 20 крупных организаций со штатом в 1,5 тыс. волонтеров. По результатам, феномен корпоративного волонтерства в России только начал формироваться. Хотя, очевидно, что корпоративные сотрудники уже активно заявили о своей позиции, и это радует.

В течение 2019-2020 гг. участие в благотворительности приняли 72% сотрудников:

  • половина из этих людей делали пожертвования не первый раз;
  • впервые свое активное участие проявили 7% волонтеров.

Кроме денег, помощь предполагала выдачу продуктовых наборов, вещей, одежды и обуви. Сегодня люди предпочитают помогать инвалидам, старым людям, детям-сиротам, больным детям. Менее 1/4 всех волонтеров сделали акцент на благоустройстве города.

Волонтеры в корпоративной деятельности

Большинство корпоративных волонтеров – это женщины – их 2/3 от общего числа сотрудников. Около 70% – люди до 50 лет, имеющие высшее или среднее образование. Также в этот процент входят добровольцы, занимающие руководящие должности и те, кто получает доход выше среднего уровня на рынке.

Интересно! Почти 50% волонтеров – семейные люди, имеющие детей.

К корпоративной деятельности чаще привлекают людей с профессиональным образованием, чем обычных рядовых сотрудников. Причина отказа сотрудников от участия в волонтерских программах – нехватка времени (у 75% опрошенных).

До 20% респондентов считают, что работа предприятия плохо организована. Недовольство в отсутствии возможности самостоятельно проявить инициативу высказало 12% людей. А больше трети сотрудников вообще не понимают, зачем нужна корпоративная волонтерская деятельность. Они боятся, что не справятся с задачей.

Ценность поощрения для волонтеров

Порядка 25% опрошенных волонтеров расстроены отсутствием вознаграждения за их старания. Сотрудники хотят:

  • получать грамоты, слова благодарности от работодателя;
  • информировать руководство о достижениях волонтеров.

Внимание! Почти 50% опрошенных добровольцев – это волонтеры, которые предложили проводить выездные обучающие семинары. От премии за помощь в виде билетов на концерты, спектакли и т.д. они также не отказались. По мнению экспертов корпоративной ответственности, это противоречит самой идее благотворительности.

Благотворительная деятельность

В сборе денег сегодня участвуют более 30% сотрудников компаний. Лишь небольшой процент волонтеров оказывают личную помощь нуждающимся людям. Около 20% добровольцев привлекают к волонтерской деятельности членов своих семей.

Показали свое неравнодушие к социальной жизни большинство опрошенных сотрудников. Они настроены на успех и получение нового опыта. Корпоративное волонтерство для них – это сотрудничество с организацией работодателя. Волонтеры тратят личное время добровольно и регулярно, реализуют разные социальные программы и благотворительные акции, а компания предоставляет для этого финансы.

Как компании влияют на благотворительность 

Согласно опросу, сотрудники хотят заниматься не тем, что они делают обычно. В различных проектах по оказанию помощи детским домам участвует более 60% волонтеров. И только у 55% добровольцев есть желание посещать детские дома, приюты.

Большинство корпоративных сотрудников хотят оказывать помощь одаренным детям, инвалидам, неблагополучным семьям, спортсменам. Для защиты прав животных создается в два раза меньше корпоративных волонтерских программ, чем необходимо.

Внимание! Корпоративное направление программы сегодня высоко оценивается волонтерами. Волонтеры считают, что сотрудничество с другими проверенными организациями поможет оказывать более масштабную (глобальную) помощь.

Сокращение социальной дистанции

В России корпоративная волонтерская деятельность начала развиваться после финансово-экономического кризиса (2008 – 2009 гг.). Поэтому было важно провести оптимизацию финансовых расходов компаний. В это же время активно развивалась КСО (корпоративная социальная ответственность) компаний.

По мнению авторов исследования, руководителям организаций нужно сменить программы благотворительности учитывая такие факторы как:

  1. Географическая и отраслевая специфика организации.
  2. Специфические особенности производственных структур компании.
  3. Опыт и индивидуальное пожелание волонтеров.

Также будет полезно сотрудничество с некоммерческими организациями, благотворительными компаниями и властями. Социальная ответственность за качество общественной жизни сближает сотрудников и приносит успех предприятию.