Волонтеры в своей деятельности проходят три этапа эволюции. На каждом этапе они получают свое «прозвище»: турист, путешественник или проводник.
Туристы, которых в России более 70%, еще не уверены в полезности своей благотворительной работы. Путешественники (их насчитывается 25%) только начинают понимать пользу от работы. У проводников же (около 5%) есть стимул и мотивация, в том числе – руководить проектами и привлекать других добровольцев в свои ряды.
Коротко о статистике
По итогам опроса, всего 5% россиян хотя бы раз в жизни принимали участие в благотворительности. Немногие из них связаны с корпоративной волонтерской работой.
Эксперты провели масштабное исследование. В ходе него было изучено документацию и программы, проводились опросы руководства 20 крупных организаций со штатом в 1,5 тыс. волонтеров. По результатам, феномен корпоративного волонтерства в России только начал формироваться. Хотя, очевидно, что корпоративные сотрудники уже активно заявили о своей позиции, и это радует.
В течение 2019-2020 гг. участие в благотворительности приняли 72% сотрудников:
Кроме денег, помощь предполагала выдачу продуктовых наборов, вещей, одежды и обуви. Сегодня люди предпочитают помогать инвалидам, старым людям, детям-сиротам, больным детям. Менее 1/4 всех волонтеров сделали акцент на благоустройстве города.
Волонтеры в корпоративной деятельности
Большинство корпоративных волонтеров – это женщины – их 2/3 от общего числа сотрудников. Около 70% – люди до 50 лет, имеющие высшее или среднее образование. Также в этот процент входят добровольцы, занимающие руководящие должности и те, кто получает доход выше среднего уровня на рынке.
Интересно! Почти 50% волонтеров – семейные люди, имеющие детей.
К корпоративной деятельности чаще привлекают людей с профессиональным образованием, чем обычных рядовых сотрудников. Причина отказа сотрудников от участия в волонтерских программах – нехватка времени (у 75% опрошенных).
До 20% респондентов считают, что работа предприятия плохо организована. Недовольство в отсутствии возможности самостоятельно проявить инициативу высказало 12% людей. А больше трети сотрудников вообще не понимают, зачем нужна корпоративная волонтерская деятельность. Они боятся, что не справятся с задачей.
Ценность поощрения для волонтеров
Порядка 25% опрошенных волонтеров расстроены отсутствием вознаграждения за их старания. Сотрудники хотят:
Внимание! Почти 50% опрошенных добровольцев – это волонтеры, которые предложили проводить выездные обучающие семинары. От премии за помощь в виде билетов на концерты, спектакли и т.д. они также не отказались. По мнению экспертов корпоративной ответственности, это противоречит самой идее благотворительности.
Благотворительная деятельность
В сборе денег сегодня участвуют более 30% сотрудников компаний. Лишь небольшой процент волонтеров оказывают личную помощь нуждающимся людям. Около 20% добровольцев привлекают к волонтерской деятельности членов своих семей.
Показали свое неравнодушие к социальной жизни большинство опрошенных сотрудников. Они настроены на успех и получение нового опыта. Корпоративное волонтерство для них – это сотрудничество с организацией работодателя. Волонтеры тратят личное время добровольно и регулярно, реализуют разные социальные программы и благотворительные акции, а компания предоставляет для этого финансы.
Как компании влияют на благотворительность
Согласно опросу, сотрудники хотят заниматься не тем, что они делают обычно. В различных проектах по оказанию помощи детским домам участвует более 60% волонтеров. И только у 55% добровольцев есть желание посещать детские дома, приюты.
Большинство корпоративных сотрудников хотят оказывать помощь одаренным детям, инвалидам, неблагополучным семьям, спортсменам. Для защиты прав животных создается в два раза меньше корпоративных волонтерских программ, чем необходимо.
Внимание! Корпоративное направление программы сегодня высоко оценивается волонтерами. Волонтеры считают, что сотрудничество с другими проверенными организациями поможет оказывать более масштабную (глобальную) помощь.
Сокращение социальной дистанции
В России корпоративная волонтерская деятельность начала развиваться после финансово-экономического кризиса (2008 – 2009 гг.). Поэтому было важно провести оптимизацию финансовых расходов компаний. В это же время активно развивалась КСО (корпоративная социальная ответственность) компаний.
По мнению авторов исследования, руководителям организаций нужно сменить программы благотворительности учитывая такие факторы как:
Также будет полезно сотрудничество с некоммерческими организациями, благотворительными компаниями и властями. Социальная ответственность за качество общественной жизни сближает сотрудников и приносит успех предприятию.