Специфика благотворительности в России

Специфика благотворительности в России

16.04.2021, 3:42

Благотворительность в странах Европы активно развивается многие года, но в России же это направление начало признаваться значимым совсем недавно. Именно поэтому годовые показатели пожертвований в стране пока остаются не такими высокими.

Объем пожертвований в России

Согласно показателям за 2020 год, общая сумма пожертвований на благотворительность в России составила 44,8 млрд. рублей. Этот показатель в 200 раз меньше годовой выручки компании «Газпром», а значит, – цифра очень мала.

Еще одним примером для сравнения может стать компания Charity Navigator, которая занимается оценкой благотворительных фондов в США. По ее данным, ежегодные пожертвования от 9 000 человек составляют 400 млрд. долларов, что соответствует выручке самых крупных компаний Америки. При этом:

  1. Около 43% собранных в России денег пришлось на организации фандрайзинга, а также на отчисления простых граждан (в сумме 100-200 рублей).
  2. Еще 57% были направлены на корпоративную социальную ответственность.

Положительным моментом во всем этом является то, что спустя длительный промежуток времени собрать информацию все же удалось. Ранее цифры расходились. По показателям проекта «Добро» от mail.ru 76% людей, посещающих социальную сеть, когда-либо участвовали в филантропии. А исследовательская компания «Леванда-Центр» утверждает, что 72% жителей России никогда не делали пожертвований в пользу НКО.

Фандрайзинг. Благотворительные фонды

Если рассматривать деятельность благотворительных фондов по отраслям, наиболее востребованными здесь стали:

  • оказание различных медицинских услуг;
  • проведение реабилитационных мероприятий;
  • помощь социально отчужденной части населения.

На сообщества, которые специализируются в данной сфере, было выделено 86% от всей суммы пожертвований организаций фандрайзинга. Следующую позицию в рейтинге заняла исторически-культурная благотворительность – ей было отведено около 11,5 %.

В целом, надежда на развитие филантропии в России есть, но она не велика. Изучив данные, мы видим, что 2020 год по сравнению с предыдущим был успешнее: сумма пожертвований увеличилась на 18%, но к 2020 году общий показатель снова снизился на 1%, а среднестатистическая сумма переводов сократилась на 0,3%.

Зачем нужны благотворительные фонды

Существует еще одна проблема, которая препятствует развитию филантропии в России. Граждане предпочитают перечислять средства в организации, чьи рейтинги выше, хотя такой факт не является гарантией их ответственного отношения к работе. Так, к примеру, доля пожертвований в 10 наиболее известных благотворительных фондов от общего количества составила 60%, расходы оказались на том же уровне – 50%.

Внимание! В предыдущие года эти показатели были на порядок выше.

Информационная открытость

Понятная, а также открытая деятельность благотворительных фондов смогла бы обеспечить доверие со стороны жертвователей, но лишь 10 из 250 представителей придерживаются правила и публикуют на официальных сайтах свои финансовые отчеты. Нефинансовые ведомости предоставляют 34% сообществ, а бухгалтерские лишь десятая часть. Объясняют они это тем, что людям неинтересна информация о том, на какие нужды направляются их средства, мол, большинство перечислений совершаются импульсивно.

Медиа-активность

Активность некоммерческих организаций на просторах интернета напрямую взаимосвязана с финансовыми возможностями. Доказывает это то, что 50% благотворительных фондов, которые входят в рейтинг ТОП-20 медиа активных, являются обеспеченными по информации за 2020 год. Все потому, что организовать продвижение успешного сообщества намного проще. Как результат, в ТОП-30 рейтинга входят организации фандрайзинга, зарегистрированные в крупных городах: Москва, Санкт-Петербург, Пермь. Большинство из них позиционируют себя, как федеральные объекты.

Межрегиональные и столичные НКО

Согласно статистике, до 60% некоммерческих организаций считают свою деятельность федеральной, но в целом филантропия является «явлением столицы»:

  1. Зарегистрированные в Москве и Санкт-Петербурге сообщества получают 69,2% и 18,9%от общей суммы поступлений на всех участников рейтинга. Суммарно – это 88% (расчеты сделаны исходя из данных за 2020 год).
  2. Следующие в списке – Нижегородская и Омская области. Оба представителя получили по 1,6% средств. На оставшиеся региональные организации пришлось всего 8,7%, что является низким показателем.

Корпоративные и частные НКО

Распределение пожертвований по корпоративным фондам происходит еще более неравномерно, чем в сфере фандрайзинга. На крупнейшие по количеству поступлений финансов НКО, приходится 63% общей суммы пожертвований и 65% расходов. Стоит отметить, что в предыдущие годы показатель был выше и составлял 66%.

Отличия фандрайзинга от частных НКО

Деятельность частных НКО более продуктивна, чем организаций фандрайзинга и с каждым годом показатели поступлений здесь увеличиваются. Так, по данным 2020 года сумма пожертвований увеличилась на 18%, пришелся этот прирост на 59% фондов из рейтинга. Еще одним отличием частной филантропии стал больший спектр направлений.

Активнее всего развита поддержка социально уязвимых слоев населения (26,9%), медицинские услуги (14,7%), образование (24,8%) и культурное направление (18%).

Несколько слов об общих чертах

Схожие моменты в деятельности сообществ также есть: оба сегмента пренебрегают открытой информационностью. Из списка ТОП-30 успешных НКО только 13 публикуют участников отчетные данные в сети. По итогам 2020 года отказались от отчета 28 организаций из 80, 23 из них же предоставили нефинансовые ведомости, а 1/3 часть не создавала официальный сайт. Несмотря на то, что показатели филантропии в России не высоки и в некоторых случаях меняются не в лучшую сторону, надежда на то, что с течением времени фонды признают свои ошибки и нейтрализуют их, остается.

Нажимая на кнопку "Пожертвовать", вы принимаете условия публичной оферты и даете согласие на обработку персональных данных.

Ошибка!

Что-то пошло не так, пожалуйста, повторите попытку.

Ошибка!

При этом способе платежа максимально можно выбрать не более 5 подопечных.