Благотворительность в странах Европы активно развивается многие года, но в России же это направление начало признаваться значимым совсем недавно. Именно поэтому годовые показатели пожертвований в стране пока остаются не такими высокими.
Объем пожертвований в России
Согласно показателям за 2020 год, общая сумма пожертвований на благотворительность в России составила 44,8 млрд. рублей. Этот показатель в 200 раз меньше годовой выручки компании «Газпром», а значит, – цифра очень мала.
Еще одним примером для сравнения может стать компания Charity Navigator, которая занимается оценкой благотворительных фондов в США. По ее данным, ежегодные пожертвования от 9 000 человек составляют 400 млрд. долларов, что соответствует выручке самых крупных компаний Америки. При этом:
Положительным моментом во всем этом является то, что спустя длительный промежуток времени собрать информацию все же удалось. Ранее цифры расходились. По показателям проекта «Добро» от mail.ru 76% людей, посещающих социальную сеть, когда-либо участвовали в филантропии. А исследовательская компания «Леванда-Центр» утверждает, что 72% жителей России никогда не делали пожертвований в пользу НКО.
Фандрайзинг. Благотворительные фонды
Если рассматривать деятельность благотворительных фондов по отраслям, наиболее востребованными здесь стали:
На сообщества, которые специализируются в данной сфере, было выделено 86% от всей суммы пожертвований организаций фандрайзинга. Следующую позицию в рейтинге заняла исторически-культурная благотворительность – ей было отведено около 11,5 %.
В целом, надежда на развитие филантропии в России есть, но она не велика. Изучив данные, мы видим, что 2020 год по сравнению с предыдущим был успешнее: сумма пожертвований увеличилась на 18%, но к 2020 году общий показатель снова снизился на 1%, а среднестатистическая сумма переводов сократилась на 0,3%.
Зачем нужны благотворительные фонды
Существует еще одна проблема, которая препятствует развитию филантропии в России. Граждане предпочитают перечислять средства в организации, чьи рейтинги выше, хотя такой факт не является гарантией их ответственного отношения к работе. Так, к примеру, доля пожертвований в 10 наиболее известных благотворительных фондов от общего количества составила 60%, расходы оказались на том же уровне – 50%.
Внимание! В предыдущие года эти показатели были на порядок выше.
Информационная открытость
Понятная, а также открытая деятельность благотворительных фондов смогла бы обеспечить доверие со стороны жертвователей, но лишь 10 из 250 представителей придерживаются правила и публикуют на официальных сайтах свои финансовые отчеты. Нефинансовые ведомости предоставляют 34% сообществ, а бухгалтерские лишь десятая часть. Объясняют они это тем, что людям неинтересна информация о том, на какие нужды направляются их средства, мол, большинство перечислений совершаются импульсивно.
Медиа-активность
Активность некоммерческих организаций на просторах интернета напрямую взаимосвязана с финансовыми возможностями. Доказывает это то, что 50% благотворительных фондов, которые входят в рейтинг ТОП-20 медиа активных, являются обеспеченными по информации за 2020 год. Все потому, что организовать продвижение успешного сообщества намного проще. Как результат, в ТОП-30 рейтинга входят организации фандрайзинга, зарегистрированные в крупных городах: Москва, Санкт-Петербург, Пермь. Большинство из них позиционируют себя, как федеральные объекты.
Межрегиональные и столичные НКО
Согласно статистике, до 60% некоммерческих организаций считают свою деятельность федеральной, но в целом филантропия является «явлением столицы»:
Корпоративные и частные НКО
Распределение пожертвований по корпоративным фондам происходит еще более неравномерно, чем в сфере фандрайзинга. На крупнейшие по количеству поступлений финансов НКО, приходится 63% общей суммы пожертвований и 65% расходов. Стоит отметить, что в предыдущие годы показатель был выше и составлял 66%.
Отличия фандрайзинга от частных НКО
Деятельность частных НКО более продуктивна, чем организаций фандрайзинга и с каждым годом показатели поступлений здесь увеличиваются. Так, по данным 2020 года сумма пожертвований увеличилась на 18%, пришелся этот прирост на 59% фондов из рейтинга. Еще одним отличием частной филантропии стал больший спектр направлений.
Активнее всего развита поддержка социально уязвимых слоев населения (26,9%), медицинские услуги (14,7%), образование (24,8%) и культурное направление (18%).
Несколько слов об общих чертах
Схожие моменты в деятельности сообществ также есть: оба сегмента пренебрегают открытой информационностью. Из списка ТОП-30 успешных НКО только 13 публикуют участников отчетные данные в сети. По итогам 2020 года отказались от отчета 28 организаций из 80, 23 из них же предоставили нефинансовые ведомости, а 1/3 часть не создавала официальный сайт. Несмотря на то, что показатели филантропии в России не высоки и в некоторых случаях меняются не в лучшую сторону, надежда на то, что с течением времени фонды признают свои ошибки и нейтрализуют их, остается.