Задержка психического развития (далее по тексту – ЗПР) – это замедление интеллектуального и эмоционального развития детей, несоответствие психического и биологического возраста. При этом наблюдается отставание в развитии психических функций (памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и прочее).
В большинстве случаях ЗПР диагностируется в возрасте 6-7 лет, когда дети начинают посещать школу и при этом отличаются от одноклассников поведением, низким интеллектом, плохой успеваемостью. Заболевание поддается коррекции. Для родителей важно следить за ребенком и при малейших отклонениях обращаться к невропатологу.
Причины ЗПР классифицируются на два типа: биологические и социальные. В первом случае нарушение в развитии является результатом таких факторов:
Социальный фактор развития ЗПР включается в следующем:
Внимание! В некоторых случаях ребенок ограничен в обычном общении, которое сильно влияет на психическое развитие. Важно, чтобы с ним проводили беседу и воспринимали как самостоятельную личность, к мнению которой прислушиваются. Жесты, взгляды, улыбки, объятия – это мелочи, делающие детей счастливыми.
ЗПР затрагивает практически все интеллектуальные процессы. Кроме того, дети с таким диагнозом отличаются невнимательностью и отсутствием логического мышления.
Существует два варианта поведения ребенка при ЗПР:
О сильном отставании принято говорить в том случае, если у малыша наблюдается потеря двигательных навыков, уже приобретенных ранее.
Проблемы с речевым развитием препятствуют расширению кругозора и получения социальных навыков. В некоторых случаях дети слишком разговорчивы. При этом разговор не несет никакой смысловой нагрузки, а произношение звуков искаженное. Дети не в состоянии составить длинных предложений. В норме двухлетний малыш уже произносит слова, а в три года имеет сформированную связную речь.
Нарушение мыслительных процессов делает затруднительным приобретение новых знаний, осуществление мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, конкретизации и прочее. Для построения причинно-следственных связей ребенку требуются взрослые: учителя, родственники, опекуны.
При задержке в развитии страдает память, поэтому ребенок воспринимает информацию из внешних источников частично и в замедленном темпе, что препятствует формированию полного образа происходящих событий. Кроме того, зрительное восприятие лучше развито, по сравнению со слуховым восприятием. Для этого учебные материалы должны быть максимально наглядными: схемы, картинки, простые графики.
Дети отличаются чрезмерной эмоциональностью. У них заниженная самооценка, сохраняется постоянное чувство тревоги, часто меняется настроение. Малыши перевозбуждены, беспричинно проявляют агрессию и гнев, склонны к конфликтам.
При задержке в развитии дети не способны к самостоятельным действиям и принятию решений, часто находятся под чужим влиянием. В то же время, в эмоциональном порыве или ярости они совершают необдуманные поступки.
Ребенку затруднительно поделиться переживаниями, он не способен сочувствовать другим людям, распознавать их эмоциональное состояние. Это затрудняет дружбу с одногодками, ребенку легче общаться с младшими по возрасту детьми.
Диагностикой ЗПР занимается врач-невропатолог. После сбора анамнеза, пациента направляет на ряд обследований, в том числе:
С ребенком беседует психолог. Он оценивает его речь и эмоционально-волевые качества. Важно проверить условия, где живет пациент, а также внутрисемейные взаимоотношения. Диагноз ставит психолого-медико-педагогическая комиссия.
Лечение носит индивидуальный характер и зависит от характера нарушений.
Медикаментозная терапия назначается в случае, если у ребенка поражена нервная система, выявлены психические расстройства (шизофрения и прочее).
Целесообразно посетить индивидуальные или групповые занятия, где с детьми работают логопеды, психологи, дефектологи, психоневрологи и другие специалисты. В первую очередь необходимо развить у ребенка мышление, научить выстраивать причинно-следственные связи, устранить речевые дефекты.
Важная роль в лечении отводится родственникам, которые должны уделять внимание малышу, беседовать с ним и просто любить, несмотря на особенности. Ребенок должен находиться в благоприятной атмосфере, где нет конфликтов.