Детский аутизм

Детский аутизм

04.07.2022, 13:59

 Детский аутизм – это психоневрологическое расстройство, которое возникает по причине нарушения внутриутробного развития головного мозга. По степени тяжести различают несколько форм детского аутизма – все они объединены под названием РАС, расстройства аутистического спектра. По информации ВОЗ, в 2022 году патология встречается у каждого 44 ребенка в мире.

 Детский аутизм: описание

 Детский аутизм является врожденной патологией. Диагностировать ее в детстве или во взрослом возрасте невозможно. Вопреки ошибочному мнению, заболевание не связано с вакцинацией, а возникает из-за нарушений и мутаций в цепочке генов, которые отвечают за созревание связей центральной нервной системы. При этом точный механизм его развития до сих пор неизвестен. Врачи не могут установить, что оказывает большее влияние – «поломка» одного конкретного гена или целая цепочка сложных мутаций.

 Внимание! Сегодня в медицине существуют спорные гипотезы, включая влияние прививок на повышение шанса мутаций. Однако ни одна из них пока не была обоснована.

 Что еще нужно знать?

 В 2007 году в России официально диагностировано 1,2% детей дошкольного возраста с диагнозом эпилепсия. Через 5 лет это количество возросло до 2%. Данный факт связывают с тем, что диагноз расширили и внесли в категорию РАС. В то время как 10 лет назад легкие формы заболевания не диагностировали, считая индивидуальными особенностями человека, а не патологическим нарушением в работе головного мозга.

 Аутизм сопровождается радом изменений в организме пациента: когнитивных, поведенческих, физиологических и неврологических. Диагностика во многом осложнена тем, что в раннем возрасте эти симптомы не так заметны. Ориентировочно первые отклонения от общепринятой нормы начинаются проявляться к трем годам.

 Симптомы аутизма

 В тяжелых формах детский аутизм приводит к тому, что ребенок не способен себя обслуживать самостоятельно, жить, учиться, адаптироваться в обществе. Легкие формы патологии сопровождаются поведенческими расстройствами и сложностью социальной адаптации. 

 Диагноз ставится на основании так называемой аутистической триады:

  1. Недостаток взаимодействий с окружающими людьми. Ребенок не интересуется другими людьми (детьми, взрослыми), не говорит с ними, не реагирует на них, сосредоточен исключительно на себе. Эмпатия полностью отсутствует.
  2. Проблемы с коммуникацией. Ребенок не отвечает на вопросы, не идет на контакт. Причем проблема возникает не только с посторонними людьми, но и с близкими.
  3. Ограниченный круг интересов. Дети с аутизмом пассивные, не интересуются окружающим миром, часто демонстрируют автоматизм в поведении. При этом они могут часами сидеть за одним делом, которое нравится только им.

 Например! Представим пример: мальчик, который интересуется динозаврами. Он играет только с ними, рисует их, смотрит мультики про динозавров, читает одни и те же книги и энциклопедии про них (при условии сохранения когнитивных функций и способности к чтению). Ничем другим ребенка заинтересовать нельзя. Причем это увлечение может сохраняться долгие месяцы, годы, а иногда – всю жизнь.

Про детей с аутизмом можно сказать, что они замкнуты внутри себя. Для них характерно скудное проявление эмоций, сложность в объяснении своих желаний, эмоций и потребностей, выраженное отстранение от окружающих людей и прочее.

 Чем аутизм отличается от других заболеваний?

 Так как при аутизме могут страдать когнитивные функции, ранее было достаточно тяжело разграничить это заболевание от других умственных нарушений. Однако характерной особенностью всех типов РАС является нарушение социальных взаимодействий. Причем это становится заметно с первых лет жизни ребенка.

 Типичная клиническая картина аутизма включает в себя признаки:

  • человек не смотрит другим в глаза;
  • не реагирует, когда к нему обращаются;
  • не идентифицирует себя со своим именем;
  • не пользуется жестами (к примеру, указывая на что-то);
  • использует игрушки не так, как он должен.

 В старшем возрасте проблемы усугубляются. Например, к трем годам ребенок не может объяснить свои желания и потребности. Это его расстраивает, а негативные эмоции выливаются в истерику или агрессию. Кроме того, из-за нарушений в работе мозга, дети при любой форме расстройства не произносят длинных фраз, даже при полном сохранении когнитивных функций и способности к обучению.

 Внимание! Людям с таким диагнозом свойственно импульсивное поведение. Дети могут раскладывать игрушки в определенном порядке, выбирать один и тот же цвет, спать в одной и той же позе и т.д. При аутизме возникает потребность в однообразии – любые новшества или изменения привычного уклада выводят ребенка из себя.

У большинства детей при этом диагнозе наблюдается проблема с обучением. Как правило, их IQ составляет меньше 100, а примерно в половине случаев – меньше 70. Им сложно усваивать новую информацию, запоминать что-то, производить вычисления и т.д.

 Лечение аутизма

 Специфической терапии не существуют, так как болезнь является врожденной и лечению не поддается. При тяжелых случаях терапия не имеет успеха. В случае заболевания легкой и средней степени тяжести лечение помогает адаптироваться, улучшает когнитивные и социальные навыки. Основные цели терапии:

  • повышение качества жизни;
  • стимуляция самостоятельности;
  • повышение способности к обучению;
  • устранение сопутствующих проблем.

 В детстве практикуется поведенческая психотерапия. Она показывает хорошие результаты, но только в случае постоянного посещения врача. При успешном исходе ребенок становится более активным, учится контролировать и понимать эмоции, идет на контакт с окружающими. Медикаментозное лечение используется для устранения вторичных симптомов (например, неврологических проблем). У некоторых детей случаются припадки, бывают головные боли, которые успешно купируются лекарствами.

 В тяжелых случаях назначают сильнодействующие антипсихотики, антидепрессанты. Обычно «тяжелую артиллерию» используют при неэффективности легкой психотерапии. Ежегодно 2 апреля в мире отмечается День распространения информации об аутизме, установленный ООН. В этот день медучреждения проводят мероприятия, направленные на повышение знаний о болезни.

 Многие благотворительные фонды, включая благотворительный фонд «Подари Шанс» привлекают внимание общества к проблемам пациентов.

Нажимая на кнопку "Пожертвовать", вы принимаете условия публичной оферты и даете согласие на обработку персональных данных.

Ошибка!

Что-то пошло не так, пожалуйста, повторите попытку.

Ошибка!

При этом способе платежа максимально можно выбрать не более 5 подопечных.