На каждом из этапов развития у ребенка могут возникать отклонения.
Родители должны анализировать реакцию, поведение и навыки малыша в раннем возрасте, и при необходимости – вовремя обращаться к специалисту. Бывает так, что незначительное замедление развития находится в пределах нормы, но лучше, чтобы диагноз поставил квалифицированный психолог, а также другие специалисты.
Факт отставания и необходимость ранней помощи ребенку можно выявить при достижении 7-8 лет – в иных случаях выводы бывают поспешными. Кроме того, многие проблемы можно устранить на начальной стадии развития.
С задержкой развития детей может столкнуться каждая семья.
Выделяют факторы, которые могут повлиять на то, что в будущем у ребенка будет диагностировано нарушение развития. К ним относится:
В 85% случаях такие диагнозы – это следствие органического поражения мозга. Отставание в развитии сложно поддается коррекции. Большое значение имеет ранняя помощь ребенку в виде посещения необходимых врачей и соблюдения их рекомендаций. Основные методы лечения – регулярные занятия с ребенком дома и у специалистов. В более сложных случаях подключают прием медикаментов.
Внимание! На начальном этапе отклонение не всегда очевидно. Чаще первые признаки нарушения заметны только к 3-4 годам. И все же, родители, которые проводят много времени с ребенком, могут заметить тревожные симптомы.
С первых дней жизни необходимо наблюдать за тем, как развивается ребенок.
Это можно делать во время повседневного ухода, общения, кормления, игр. До полугода малыш проводит большую часть времени в кроватке или игровом манеже. Обращайте внимание на его реакции: любой звук, размещение новых предметов поблизости или люди должны вызывать у малыша разные эмоции, движения.
Концепция развития и помощи детям утверждена на законодательном уровне, в рамках Распоряжения Правительства РФ от 31.08.2016 г., №1839-р.
Ближе к возрасту 1 года происходит процесс формирования простых мыслительных навыков. Здесь можно использовать проверку на уровень развития. Дети должны хорошо идентифицировать предметы и понимать, что они не появляются из «ниоткуда» и не исчезают просто так. К примеру, взрослый может показать игрушку или другой объект, а затем спрятать его поблизости, находясь в поле зрения малыша. При нормальном уровне развития ребенок сможет наблюдать за процессом, проанализировать ситуацию и указать, в каком именно месте оказался предмет.
К моменту, когда ребенку исполнится 1,5 года, присмотритесь к его речевой и двигательной активности. В этот период у детей начинается интенсивный интерес к познанию окружающей среды. Родители могут предложить ему новую игрушку, и при нормальном развитии она должна вызвать яркую выраженную реакцию.
Малыш будет следить за предметом, пытаться ухватить его руками, произносить звуки. В случае, если он никак не реагирует на изменения в обстановке и/или абсолютно не проявляет интерес к ярким предметам, лучше обратиться к специалисту. Это один из основных признаков отставания в развитии.
К 2-3 годам у детей формируется логическое мышление, а также умение устанавливать причинно-следственные связи. Наиболее доступный тест для этого возраста – сбор примитивной картинки из кубиков, подбор фигур разной формы (например, треугольника, квадрата, круга) под отверстия в специальной доске. Если малыш не справился с одной из подобных задач – это серьезный повод для тревоги.
Уровень развития ребенка к 3-5 годам хорошо идентифицируется путем оценки его речевой и мыслительной способности. Прежде всего, показателями являются: правильное произношение звуков, умение выстраивать полные и осмысленные предложения, словарный запас, который считается достаточным для этого возраста. Профессиональную диагностику работы речевого аппарата должен проводить логопед, но более «примитивную» проверку вполне могут устроить и сами родители.
Попросите ребенка описать несколько понятий из разных сфер, которые на данный момент ему знакомы. Сюда подойдут такие слова: самолет, пылесос, лес, чайник, автомобиль, магазин. Учтите, что непонимание отдельных слов или явлений не обязательно свидетельствует о задержке в развитии – это может быть признак того, что с ребенком необходимо больше заниматься, расширять его кругозор, мышление.
Если ребенок развивается медленнее, чем сверстники, особенно заметно это становится ближе к 5-6 годам. В таком возрасте у детей с отклонениями возникают затруднения при счете, не понимание простейшей цветовой гаммы, неспособность определить, где один предмет, а где два или несколько. Также в поздний дошкольный период ребенок с нарушением в развитии не выявляет интереса к какой-либо деятельности, особенно – в той, через которую можно выражать свое мнение.
Трудности в лечении отклонений у детей основываются на том, что отставание в получении навыка влечет за собой «торможение» следующих. К примеру, если ребенок не научился говорить до 2-3 лет, уже в 4-5 у него возникают сложности с социализацией, взаимодействием с людьми. Одна проблема «тянет» за собой другие.
Если у вас возникли какие-либо подозрения, лучше обратиться к детскому специалисту. Промедление в этом вопросе может обернуться тем, что проблема усугубится. Мы рекомендуем начать с визита к психологу. Специалист проведет диагностику и направит к более узким врачам или составит свою схему коррекции нарушения. При фиксации нарушения врач вносит запись, готовит медицинские документы, предлагаем родителям рекомендации касаемо дальнейшей помощи.
Ранняя помощь ребенку с отклонениями в развитии – это одна из основных составляющих успешного лечения, которое в дальнейшем даст результат!