Работа с детьми с ОВЗ
В настоящее время до 5% детей в России сталкиваются с разными ограничениями в здоровье, более известными как ОВЗ.
Дети с ОВЗ – это дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, имеющие временные или постоянные отклонения (физические, психические интеллектуальные) и нуждаются в особом внимании, создании специальных условий, поддержке со стороны общества.
Основные категории ОВЗ: нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, все виды умственной отсталости, задержка в развитии, патологии в общении и поведении, дефекты средней и высокой степени сложности.
Цель работы с больными детьми
Работа с детьми с ОВЗ является сложным заданием для педагогов и специалистов по воспитанию. Процесс направлен на создание среды, где каждый ребенок имеет равные возможности для развития навыков и способностей.
Целью является факт интеграции детей с ОВЗ в общество, обеспечение доступа к качественному образованию. Отличительная особенность – индивидуальный подход к детям, учет их различий и специфических потребностей.
Существует много методов и стратегий, используемых при работе с детьми с ОВЗ. Это адаптация учебных планов, использование специальных образовательных технологий и индивидуальных программ обучения, разработка проектов по поддержке.
Эффективные методы работы
Взаимодействие с детьми с ОВЗ требует применения специально разработанных для этих целей. Рассмотрим методы, которые используются при работе с ними:
- Индивидуальный подход. Ребенок с ОВЗ нуждается в схеме работы, которая учитывает его особые потребности и ограниченные возможности. К примеру, адаптация материалов и методик к уровню развития и способностям ребенка, использование индивидуальной обучающей программы и т.д.
- Визуализация. Многие дети лучше понимают информацию, которую они видят, а не слышат или читают. Поэтому создание визуальных материалов (картинок, диаграмм, схем) помогает ребенку хорошо воспринимать и запоминать материал.
- Игры и активность. Игровой подход с элементами активности – действенный способ обучения детей с ОВЗ. Он используется для получения знаний, повторения материала, улучшения моторики, развития социальных навыков.
- Коммуникация и социализация. Дети с ОВЗ часто испытывают трудности в общении и взаимодействии с окружающими людьми. Важно создать для них комфортную обстановку, где они могут свободно выражать свои мысли и чувства, а также поддерживать развитие их социальных навыков.
- Позитивный подход. Позитивное отношение, поддержка и поощрение достижений педагогами способствуют повышению уверенности и мотивации ребенка.
Программы работы с детьми с ОВЗ
Специальные программы разработаны для обеспечения эффективного образования и развития детей, страдающих различными нарушениями здоровья. Они подбираются в зависимости от характера ОВЗ и потребностей каждого ребенка.
Работа с детьми с ОВЗ подразумевает использование программ:
- Индивидуальная программа. При тяжелых формах ограниченных возможностей здоровья необходим индивидуальный план учебы с привлечением дефектологов, психологов, логопедов, специалистов по физической реабилитации.
- Коррекционно-развивающая программа. Программа рассчитана на развитие физических и когнитивных способностей. Она включает индивидуальные и групповые занятия, в том числе – с использованием обучающих игр и других средств.
- Интегративная программа. Предусматривает интеграцию ребенка с ОВЗ в общее образовательное пространство. В рамках программы используются разные методики и подходы, направленные на поддержку комфортной атмосферы для всех учащихся и при этом – на обеспечение поддержки для детей с ОВЗ.
- Социальная программа предназначена для развития социальных навыков и адаптации детей с ОВЗ в обществе. Она содержит занятия по коммуникации, адаптации в социуме, активное взаимодействие с родителями и взрослыми.
В чем разница между категориями?
Каждая из вышеперечисленных программ должна адаптироваться в зависимости от потребностей и возможностей ребенка. Кроме того, у детей с ОВЗ нередко происходят как улучшения, так и ухудшения в функционировании организма.
Поэтому при любых изменениях состояния здоровья следует пересматривать старую программу, и при необходимости – отказаться от нее в пользу более подходящей в данный момент или внести соответствующие корректировки.
Организация работы с детьми с ОВЗ
Существует несколько рекомендаций по организации работы с детьми с ОВЗ.
- Первое – это необходимость индивидуального подхода к ребенку. В целях взаимодействия педагог обязан установить контакт с малышом, расспросить и выяснить, какие у него интересы, что ему нравится, а также понять, как он учится и какой подход к обучению наиболее полезен для него.
- Еще одна рекомендация – обучение в малых группах, поскольку именно занятия в небольшом коллективе облегчают работу с детьми с ОВЗ. Благодаря этому специалист может уделять больше внимания каждому ребенку, а также лучше контролировать поведение всей группы, в целом.
- При обучении детей с ограниченными возможностями рекомендуется задействовать большее количество визуальных материалов. В качестве них могут послужить картинки, иллюстрации, диаграммы, таблицы и т.д. Они помогают детям лучше воспринимать информацию и повышают их способность к запоминанию.
- Для детей с ОВЗ могут понадобиться специальные материалы, которые будут способствовать их качественному обучению и развитию. Это игры, конструкторы, паззлы, кубики и другое. Такие материалы помогают закреплять полученные ранее навыки и умения, развивают творческое мышление и прочее.
Делаем выводы
Стоит отметить, что родители являются важными партнерами в организации работы с детьми, страдающими ОВЗ. Они могут предоставить ценную информацию о потребностях и интересах детей, оказать помощь в улучшении условий для их обучения и развития, правильно организовать образовательное пространство.