Есть разные детские дома, с разным устройством. Существуют семейные центры временного пребывания, социально-реабилитационные. Но во все дома попадают дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Везде есть воспитатели, режим и психологические проблемы у воспитанников.
Бытовое устройство
Есть раздевалка, помещения для занятий учебной деятельностью, столовая, кухня, библиотека. Для детей созданы все условия проживания: есть спальни для малышей с кроватками, пеленальными столиками, для ребят постарше — двухъярусные кровати. У самых старших — обычные кровати. У школьников есть рабочий стол для письма, выполнения уроков, других занятий. У каждого есть личная тумбочка и полочки в шкафу для одежды.
Воспитанники обеспечиваются шестиразовым питанием. Меню составляется на две недели и в течение этого времени каждый день у ребят разнообразные блюда, сбалансированное питание.
Как попадают
Часто ребёнок попадает в детский дом повторно. Чаще всего это происходит у родителей с зависимостями, которые никакими способами не могут с ними справиться.
Работа с родителями
Воспитатели учреждений стараются поддерживать связь с родителями. Несмотря ни на что, для маленького человека родная семья всегда лучше. Задача работников центров — помочь наладить семейную ситуацию. Для этого родителям обязательно нужны мотивация, контроль, советы, консультация.
Некоторые центры имеют специалистов по работе с семьёй на дому.
Приёмная семья
Детские дома не занимаются поиском и подбором, это обязанность органов опеки. Но в центрах временного пребывания есть школы приёмных родителей.
Существует база, где есть анкеты детей с фотографиями. Кандидаты в родители знакомятся с ними ещё в органах опеки. Выбирают с кем познакомиться и едут в соответствующее учреждение. Но сначала с ними беседуют его сотрудники — заведующие, психологи. У каждого подопечного есть определённые особенности, о которых необходимо сообщить.
Воспитанники не всегда готовы к тому, что их заберёт другая семья. Особенно младшего возраста. Часто они настроены отрицательно. Первая беседа всегда самая сложная. Поэтому она проходит вместе с руководством и психологом.
Любой подопечный детского дома — это человек, попавший в сложную жизненную ситуацию. Большинство детей хотят вернуться к себе домой, к своим родным маме и папе, несмотря на их привычки и особенности поведения.
Психологические проблемы
Важная потребность человека с рождения — иметь одного близкого, который заботится, думает о нём, для которого он является важным.
Детский дом — место, где важных детей много, нет возможности уделить время каждому. Они воспитываются в строгих рамках, вынуждены чётко соблюдать режим. Результатом постоянных стрессов у малышей становится отставание в развитии. Медленно растут и медленно набирают вес. Появляются психические нарушения.
Существуют благотворительные фонды, которые работают над способами решения этих проблем. Программы разрабатываются психологами. Перестраивается целая система, проводятся структурные изменения. Дети благодаря такой работе перестают отставать в развитии, снижается психологическая нагрузка на сотрудников. Фонды помогают обучать сотрудников правильному взаимодействию с детьми. Для их работы создаются комфортные условия.
Чем помочь
Детям из детских домов не нужны подарки. Не нужно ничего приносить. Человек, который что-то дарит, не воспринимается как друг. Воспитанники сразу воспринимают его как человека, от которого что-то можно получить.
Больше всего им нужны внимание и теплота. Каким бы хорошим не был воспитатель, он — один на всех. Каждому ребёнку нужен свой человек, который только для него.
Как бы хорошо не был обустроен детский дом, ребёнку всё равно хочется семью. Семья человека не должна быть учреждением.