Способы привлечения средств в фандрайзинге

20.06.2020, 3:28

Фандрайзинг – это процесс привлечения финансов, а также других нематериальных ресурсов для реализации благотворительного проекта со стороны юридического лица.

В большинстве случаев речь идет о некоммерческих проектах. Людей, от которых поступает такая помощь, называют донорами, а людей, которые принимают участие в организации сбора средств, называют фандрайзерами. Также в качестве источников финансирования могут выступать меценаты, инвесторы и спонсоры. Среди возможных источников привлечения денег – фонды, компании, частные лица и органы власти.

Особенности фандрайзинга

В отличие от бизнеса фандрайзинг имеет следующие особенности:

  • составление бизнес-плана, а также предложения для спонсоров;
  • определение целевой аудитории для дальнейшего сотрудничества с ней;
  • наличие отношений с партнерами, которые удовлетворяют интересы.

Что касается методов фандрайзинга, их классифицируют на несколько категорий: телефандрайзинг, почтовый вид фандрайзинга, индивидуальный или событийный фандрайзинг. В первом случае обращение с партнерами происходит через телефонную связь, во втором – по почте, в третьем – с помощью личной беседы, в четвертом – посредством организации и проведения разных благотворительных мероприятий.

Принципы фандрайзинга

Диверсификация источников. Чем больше у компании будет источников для сбора средств, тем лучший результат он получит. Также стоит помнить, что суммы из разных источников могут отличаться. Благодаря гранту можно получить больше денег, чем от частного (или корпоративного) лица – это факт.

Долгосрочная перспектива. В 95% случаях благотворители предпочитают общаться с людьми, у которых «за плечами» есть опыт в фандрайзинге, как минимум – реализованные проекты. Это свидетельствует о перспективе долгосрочных отношений.

Благодарность за благотворительность. Говорите «спасибо» тем людям, которые помогают вам финансово. Значимость этого жеста сложно переоценить – своевременная обратная связь сумеет расположить благотворителя в положительном ключе.

Уровень эффективности. Время от времени подвергайте анализу свою деятельность. Определением критериев эффективности во фандрайзинге позволяет оценить результат, качество финансовых вложений, перспективы роста и развития.

Инвестирование. Чтобы привлечь дополнительные деньги, необходимо знать, как и куда их следует потратить. Фандрайзинг предполагает 100% вложение инвестиций в работу. В контексте вопроса стоит обратить внимание также и на показатель PR.

Корпоративная этика. Уровень общения между партнерами сказывается на репутации компании, которая занимается фандрайзингом. В мире уже давно существует Кодекс Фандрайзера. В России его нормы впервые были разработаны в 2020 году.

Постоянное развитие и самосовершенствование. Нельзя забывать, что мир не стоит на месте. Нужно уметь меняться и подстраиваться под него, развиваться, искать более эффективные пути решения проблем, ставить новые цели и задачи.

Источники сбора средств в фандрайзинге

Среди основных источников сбора средств во фандрайзинге можно выделить:

  1. Благотворительные фонды, работа которых сосредоточена на некоммерческих проектах, в том числе на конкурсной основе.
  2. Органы государственной власти. Их источником финансирования являются бюджеты разных уровней, включая функционирование комитетов по науке и т.д.
  3. Коммерческие компании, работающие в целях получения дохода. Согласно закону РФ, часть из этих доходов может быть потрачена на благотворительность.
  4. Частные лица в виде граждан (резидентов/нерезидентов).

Фандрайзинг: как привлечь денежные средства

Первое место. На первое место в фандрайзинге выходят массовые рассылки, вложения, предложения. Данный метод считается наиболее старым, но таким же популярным, как и раньше. Обычно к письму прилагается форма для сбора средств, образец платежа или пожертвования. Еще одна вариация метода – это вложение в издания СМИ. В этом случае адресная доставка отсутствует – предложение получает покупатель.

Второе место. Второе место занимают безадресные обращения к целевой аудитории. У фандрайзера нет базы данных, он предпочитает распространять листовки, буклеты, другие материалы для ТЦ, магазинов и кафетериев. В данном варианте процент откликов минимален – он достигает 1-5% и не является эффективным.

Третье место. Стеклянные ящики для пожертвований, которые в Европе называют «donation boxes». Они устанавливаются на крупных торговых площадках с целью сбора средств по одному из благотворительных направлений. Главная особенность данного метода – организация не знает, кто и сколько денег пожертвовал. Соответственно, анонимные платежи нельзя персонализировать, направить работу в долгосрочное русло.

Четвертое место. Прямой диалог, который имеет место в промо-акциях. Волонтеры работают в людных местах, а также имеют возможность лично рассказать о преимуществах благотворительности, учесть личные качества и особенности собеседника.

Главный недостаток прямого диалога – часто люди не способны сделать разовое пожертвование спонтанно, тем более – если вопрос касается крупных денежных сумм.

Пятое место. Проведение благотворительных мероприятий. Сюда можно отнести акции, забеги, концерты, собрания, акции и т.д. Механизмы фандрайзинга в данном случае включают в себя лотереи, аукционы, пожертвования в виде СМС. Часто к процессу привлекают известных личностей, политиков, звезд и артистов.

Шестое место. Реклама в СМИ до сих пор занимает важное место в жизни человека. Рекламу читают в транспорте, с помощью периодических изданий, по телевизору или в сети. Ролик должен освящать проблему, рассказывать о путях решения. Рекомендуется совмещать рекламу вместе с другими способами фандрайзинга.

Седьмое место. Новые медиа – еще один метод распространения информации о фандрайзинге. Речь идет поддержке через интернет, мобильную связь, MMS технологии, мобильные приложения и другие достижения в области технологий. Здесь желательно учесть несколько составляющих: наличие личного сайта и ведение базы контактов людей, которые принимают участие в благотворительности.

Восьмое место. Фандрайзинг и бизнес – это перспектива развития социальной жизни граждан. Во-первых, пожертвования от лица предпринимателей ощутимо больше, чем пожертвования со стороны физических лиц. Во-вторых, благотворительность может стать залогом успеха для двух сторон, а в бизнесе нужно использовать все возможности.