Благотворительность – это бесплатная или представленная на льготных условиях помощь нуждающимся лицам. Она может выражаться в виде передачи имущества (движимого, недвижимого), включая деньги, права, оказание услуг или работ.
Благотворитель вправе самостоятельно и на свое усмотрение выбирать вид, время, место и содержание такой помощи. Благотворительность классифицируется на виды.
Частная благотворительность – это вид помощи, который предусматривает пожертвования от частных лиц, как правило, – граждан (резидентов, нерезидентов).
Предметом пожертвований здесь становятся денежные средства, а также любые материальные вещи: одежда, обувь, медикаменты, продукты питания, мебель и другое имущество. Они предназначаются определенному человеку, социально незащищенным слоям общества или направляются на поддержку целого социального направления.
Обратите внимание! Сегодня экономический кризис привел к закрытию многих благотворительных программ крупными компаниями. Поэтому значение частных пожертвований для благотворительных фондов возросло многократно.
В отличие от частных благотворителей, который выбирают направление и вид помощи, НКО занимаются решением острых общественных проблем, указанных в Уставе. В настоящее время частная благотворительность приобретает массовый характер. Даже небогатые люди пытаются помочь лицам, оказавшимся в более тяжелой ситуации.
Корпоративная благотворительность – это проведение коммерческими организациями добровольной социальной работы по оказанию поддержки нуждающихся или реализации программ социальной направленности. Основная деятельность компаний не во всех случаях связана с направлением благотворительности.
Корпоративная благотворительность может осуществляться в форме:
Корпоративная благотворительность полезна не только для общества или отдельно взятого человека, но и для бизнеса (малого, среднего, крупного). Она повышает рейтинг компаний благотворителей, привлекает инвестиции и расширяет лояльную аудиторию.
В 85% случаях структуры занимаются благотворительностью в виде дополнительной работы. Для организаций – это основное направление работы. Их активы состоят из частных и корпоративных пожертвований, а также собственного капитала. Некоторые компании являются учредителями собственных НКО.
Многие считают, что благотворительность и филантропия – это синонимы, однако такая постановка вопроса не соответствует действительности.
Филантропия – это человеколюбие, в то время как благотворительность – это более широкое определение, которое включает поддержку не только людей, но и всех нуждающихся лиц (например, животных), а также различные сферы общественной жизни.
Например! Перечисление денежных средств в приюты для бездомных животных не относится к человеколюбию и не может быть причислено в ряды филантропии.
Такие действия попадают под понятие благотворительности. В то же время, поддержка больных людей – это и филантропия и благотворительность одновременно. Также интересно, что помощь природе, сфере искусства и науки в дальнейшем вернется улучшением экологии, открытиями и прочее. Это можно расценивать как человеколюбие.
Меценатство – это поддержка отдельным деятелям и учреждениям в культурной, научной и образовательной сфере жизни.
В отличие от благотворителей, меценаты преследуют личные цели и имеют заинтересованность в деятельности творческих личностей (художников, музыкантов), исследованиях ученых, у которых недостаточно денег для раскрытия своего потенциала.
Меценат может не иметь соответствующую профессиональную подготовку и помогает узкому кругу лиц. В любом случае, польза от такой деятельности велика.
Она не только позволяется раскрыться таланту одного человека, но и способствует развитию общества в целом и его конкретных направлений.
Спонсорство – это оказание финансовой или другой помощи юридическими лицами без гарантий на ее возврат с целью реализации собственных маркетинговых (коммерческих) целей. Ряд специалистов не расценивают спонсорство в качестве благотворительности, которая не предусматривает обязательств для получателя выгоды. Спонсоры не преследуют финансовую выгоду, только продвижение своей продукции.
Кроме того, благотворительная деятельность обычно имеет анонимный характер. При спонсорстве компания озвучивает свое название и рекламируемую продукцию.
Законодательство России определяет спонсоров как лиц, полностью или частично финансируемых социальные мероприятия: культурные, научные, спортивные, образовательные, медицинские и прочее. Поддержка может заключаться в следующем:
Сегодня в спонсорстве остро заинтересованы благотворительные фонды и учреждения социальной направленности.
Социальная ответственность бизнеса – это добровольный вклад, вносимый компанией в социальную, экономическую и экологическую сферу.
Социальная ответственность связана с такими направлениями, как социальные инвестиции, забота об экологии, моральная ответственность перед потребителем и сотрудниками предприятия, взаимодействие с органами власти и местными сообществами. Данные функции не закреплены на законодательном уровне, однако они уже характеризуют компанию как «ответственного гражданина».