Фандрайзинг

Фандрайзинг

25.07.2022, 2:33

 Фандрайзинг – это процесс привлечения финансов из внешних источников. Термин используется в сфере благотворительности и дословно означает «поиск средств».

 Фандрайзинг: что это простыми словами

 Фандрайзинг: что это такое простыми словами? Изначально данный термин был придуман для описания процесса привлечения инвестиций в коммерческие организации, в реальности же он применяется с целью описания их прямого финансирования. В этом случае он расширяет «горизонты» и означает сбор средств на социально значимые задачи.

 Не стоит путать такие определения, как фандрайзинг и краудфандинг. Эти термины имеют схожее значение – привлечение средств, однако краудфандинг подразумевает под собой добровольное пожертвование в кругу группы заинтересованных людей, в то время как фандрайзинг охватывает более широкую аудиторию лиц.

 Внимание! Например, вы придумали интересный проект, но для его реализации нет денег. Вы рассказываете об этом проекте в социальных сетях, а ваши друзья объединяют усилия и помогают собрать средства – это и есть краудфандинг. Еще один пример: благотворительный фонд намерен построить еще один корпус для детского дома семейного типа, который не финансируется государством. Организация рассказывает про цель в информационных каналах и призывает людей присоединиться. Это фандрайзинг.

 Фандрайзинг: примеры

 Фандрайзинг – более емкий термин – шире, чем сбор пожертвований. Дело в том, что пожертвования может собирать, как благотворительный фонд, так и человек с пагубной зависимостью, стоящий с протянутой рукой на улице. С учетом этого, словосочетание «сбор пожертвований» приобретает несколько неприятный оттенок, может ввести в заблуждение. Фандрайзинг подразумевает под собой:

  • реализацию важности цели (целей);
  • более широкие масштабы денежного сбора;
  • наличие отчета (включая всю документацию).

 Рассмотрим пример фандрайзинга. К вам на улице подходит человек и просит помочь деньгами на восстановление дома. В этом случае вы не можете быть уверены, что ваше пожертвование пойдет именно на эту цель. Да и в целом нет доказательств того, что дом пострадал, или он действительно принадлежит человеку, который просит помощи.

 С фандрайзингом дела обстоят иначе. В нашем примере благотворительный фонд предоставит видео- и фото доказательства пожара, копии документов на собственность, сумму сбора, а затем – полный отчет. Более того, прежде чем начать сбор, организация анализирует, сколько средств и на какие цели необходимо собрать, составит план закупки, перечень работ, сроки выполнения и т.д. Можно сказать, что фандрайзинг – это профессиональная организация помощи, с честным подходом в работе.

 Социальный фандрайзинг

 Социальный фандрайзинг – процесс, за который отвечают благотворительные фонды в России. Главное условие: наличие юридического статуса. Человек, который открывает сбор, – это фандрайзер. Это может быть одно лицо или группа работников НКО. На «плечи» фандрайзера ложится ряд задач, в том числе:

  • информационное освещение социума;
  • привлечение разных благотворителей;
  • информирование о целях, ходе сбора;
  • предоставление отчетов (итоговых, промежуточных).

 Внимание! В социальный фандрайзинг вовлечено большинство работников благотворительного фонда. Дело в том, что мало собрать деньги, нужно еще и правильно их использовать. Именно для этого работают бухгалтеры, юристы, другие специалисты.

 Методы фандрайзинга

 Методы фандрайзинга подразумевают под собой следующие действия:

  1. Пожертвования от частных лиц (граждан). Обычно фонд разворачивает информационную кампанию с целью освещения актуальности цели, привлечения большего количества благодетелей. Деньги перечисляются на расчетный счет фонда. Как правило, таким способом удается собрать более 50% суммы, которая необходима.
  2. Гранты от компаний, а также помощь от малого, среднего и крупного бизнеса. Этот способ помогает привлечь около 30% всех средств. Он заключается в выделении гранта на сумму от частных инвесторов. Также в фандрайзинге принимает участие бизнес, жертвуя на благотворительность суммы одним платежом.
  3. Предоставление услуг. Данный вариант менее развит, так как не все благотворительные фонды располагают достаточным количеством специалистов в разных областях. Суть метода в том, что работники предлагают платную услугу, за фиксированную цену или донат, а вырученные средства идут на достижение цели.

 Культура фандрайзинга

 Культура фандрайзинга может быть реализована, как онлайн, так и офлайн.

Обычно эти два способа используют одновременно. Онлайн кампания протекает в социальных сетях, а также на официальном сайте НКО. Обычно в процесс фандрайзинга вовлекаются журналисты, маркетологи, дизайнеры, которые посредством текстового или графического контента доносят до общественности важность миссии.

 Внимание! Фандрайзинг в формате офлайн может быть реализован через благотворительные мероприятия: концерты, мастер-классы, ярмарки, спортивные состязания и т.д. В рамках подобного мероприятия освещается деятельность благотворительного фонда, цель сбора и звучит призыв присоединиться к фандрайзингу.

Реже благотворительные фонды устанавливают ящики для сбора пожертвований.

 В наше время традиция постепенно отходит на «задний план», так как сбор онлайн-пожертвований оказывается эффективнее, в то время как к ящикам многие люди относятся с предубеждением. Если вы видите ящик для сбора пожертвований, убедитесь в его подлинности: коробка должна быть опломбирована, на ней должны быть указаны реквизиты фонда и цель сбора. Как правило, фонды устанавливают ящики в аптечных сетях, крупных супермаркетах, финансовых учреждениях и прочее.

 Делаем выводы

 Присоединиться к сбору может любой желающий. Ознакомиться с информацией можно на сайте, в социальных сетях благотворительного фонда, включая благотворительный фонд «Подари Шанс». Наша организация принимает пожертвования не только на расчетный счет, но и с банковской карты, а также через СМС.

Нажимая на кнопку "Пожертвовать", вы принимаете условия публичной оферты и даете согласие на обработку персональных данных.

Ошибка!

Что-то пошло не так, пожалуйста, повторите попытку.

Ошибка!

При этом способе платежа максимально можно выбрать не более 5 подопечных.